Источник: Знамя юности
Знамя юности

От «Курьера» до «Холопа»: режиссер Кирилл Халецкий советует фильмы о молодежи и для молодежи

Время кино

Фото Алексея Столярова
Киноманы наготове: завтра открывается XXVIII Минский международный кинофестиваль «Лістапад». Четыре конкурсные программы, почти сотня фильмов, внеконкурсные показы и несколько десятков именитых гостей – хорошего кино и любопытных событий, как и прежде, будет очень-очень много.

Среди новинок этого года – большой молодежный форум, на котором подающие надежды режиссеры представят свои дебютные короткие метры. Увидят зрители и «Дорогу» Кирилла Халецкого – выпускника Белорусской государственной академии искусств, отмеченного в 2021-м специальным дипломом жюри «Лістапада». В этом году Кирилл пришел по распределению на «Беларусьфильм», где в Студии молодежного кино будет делать уже не учебную ленту, а первый большой фильм. Поскольку конкурса молодежного кино на «Лістападзе-2022» не будет, мы попросили Кирилла составить свою подборку картин, которые обязательно должны посмотреть все зумеры и зиллениалы, – о трудностях взросления, хрупкости первых романтических отношений и препятствиях на пути к мечте. Выбор, сразу предупреждает Кирилл, субъективен, а значит, открыт для дискуссий и обсуждений.

1988 год

«Новый кинотеатр «Парадизо», режиссер Джузеппе Торнаторе


– Совершенно случайно нашел эту картину, и она мне чрезвычайно понравилась. Очень легкая, искренняя и в то же время глубокая, разбивающая сердце, – о большой мечте и детских воспоминаниях. Маленький Сальваторе буквально одержим всем, что связано с кино. Он дружит с киномехаником Альфредо, который работает в недавно открывшемся кинотеатре «Парадизо». Повзрослев, Сальваторе уезжает из своего маленького городка и становится известным режиссером. Но, когда мать сообщает ему о смерти Альфредо, Сальваторе погружается в прошлое… В одном из эпизодов Альфредо, обращаясь к мальчику, произносит ключевую для меня фразу: «Я не хочу больше слушать твои разговоры. Я хочу слышать, как говорят о тебе». По сути, именно он заставляет мальчика никогда больше не возвращаться, потому что прекрасно понимает: его место там, в большом городе, где он однажды обязательно прославится.

1988 год

«Меня зовут Арлекино», режиссер Валерий Рыбарев


– Золотая классика советского кино и большой успех киностудии «Беларусьфильм». Это фильм про перестроечную эпоху, когда старые идеалы рушились, а новые болезненно формировались. Ветер перемен, крушение надежд, туманные перспективы – в этих обстоятельствах главные герои пытаются найти себя. Фильм заканчивается трагически, но другого финала, в общем-то, от него и не ждешь.

1986 год

«Курьер», режиссер Карен Шахназаров


– Раньше я немного предвзято относился к советскому кино, но, когда начал его чаще смотреть, понял: а ведь ничего-то и не изменилось! И люди те же, и проблемы. Могут поменяться одежда, обои на стенах – остальное будет прежним. Все советское кино актуально и сегодня. Главный герой «Курьера» – герой и нашего времени. В фильме есть классная сцена, когда Иван спрашивает друга: «О чем ты мечтаешь?» Тот отвечает: «О пальто. Всю прошлую зиму в куртке проходил, болел много». Тогда Иван протягивает ему свое: «На, носи на здоровье. И мечтай о чем-то великом». Мне кажется, эти слова очень точно описывают главную идею фильма: не бояться мечтать, мыслить глобально, пробовать и делать первые шаги. Большая мечта приведет к большому результату.

2019 год

«Холоп», режиссер Клим Шипенко


– В 2019-м Шипенко выпустил сразу два фильма, которые стали кинохитами: «Текст» и «Холоп». «Холоп», в моем представлении, – это идеальный баланс кино как искусства и кино как бизнеса. Сценарий сделан по всем канонам американской драматургии, где все выверено до мелочей. В том числе поэтому картина от начала до конца держит внимание зрителей.

2013 год

«Одержимость», режиссер Дэмьен Шазелл


– Фильм о юном барабанщике и его тернистом пути к величию. Картина собрала массу наград (при том что была дебютным полным метром режиссера!) и тысячи восторженных отзывов. Фильм, конечно, очень голливудский: с хеппи-эндом, грамотным сценарием и сюжетным конфликтом. Но важно то, как мастерски режиссер наполнил его музыкой, благодаря которой «Одержимость» смотрится на одном дыхании. Позже режиссер отточил фирменный стиль в «Ла-Ла Ленде», с которым завоевал «Оскар» за лучшую режиссуру.

КСТАТИ

На питчинге кинопроектов, который станет частью «Лістапада», Кирилл Халецкий представит концепцию короткометражного фильма под названием «Мне некого позвать на свои похороны»:

– Главная идея сформулирована в названии. Это философская трагикомедия о человеке, который лишь на смертном одре задумывается о том, как прожил свою жизнь. Действие происходит в белорусской глубинке, главные герои – два старика. На «Беларусьфильме» синопсис всем очень по­нравил­ся. Посмот­рим теперь, что скажет экспертный совет.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter