Время холодных зорь

Вот–вот наступит август — «жнiвень», а значит, пришло «жнiво», жатва. Испокон веков наши предки хорошо знали: «Хто ў жнiўнi гуляе, той зiмой галадае»; «у жнiўнi — панамi сярпы, маруды тады не цярпi», так что необходимо «ухапiць час». Еще август — закат лета, когда «сярпы грэюць, а вада халадзеець», время ярких, но уже холодных зорь. Кроме того, август приносит много грозовых туч.


1 августа — Макрина. Такое имя не может не вызывать ассоциаций с «макрэчай» и дождями. Если на Макрину идет дождь, оставшееся лето и осень тоже будут мокрыми. Ну а сухой и солнечный день обещает просто золотую осень. Традиционно на святую Макрину женщины не занимались поливом — боялись, грядки в дальнейшем вымокнут и все высаженное сгниет.

2 августа — Илья. У всех восточнославянских народов — своеобразный рубеж двух сезонов: «ад Iллi да абеду — лета, а па абедзе — восень». Правда, нынешнее лето, кажется, где–то заблудилось вообще. Имя Илья также созвучно «водной» тематике — «Iлля лье, лье, лье». Хорошим знаком считалось, если в этот день всего будет в меру — тепла, солнца и, конечно, небольшого дождика, который Илье полагается «по должности»: в небесной канцелярии он заведует тучами, грозами, громами и молниями. А вот «спякота» предвещала длительную жару на все оставшееся лето и продолжительную зиму. Не прекращающийся дождь сулил зонты над головой на весь месяц. Так что каков Илья, таков и август. После Ильина дня закрывался летний купальный сезон. Впрочем, нынче он, кажется, и не открывался.

Ильин день считали праздником первого «зажынкавага хлеба» и знаковым для пчеловодов. Самыми надежными считались рои, которые вышли до Ильи, остальные будут «нiкуды не вартыя».

В народных верованиях, в определенном смысле, Илья принял эстафету у древнего славянского божества — Перуна. Сыном Перуна и Громовницы был Даждьбог. Громовница представлялась богиней лета — взрослой, красивой, спокойной, статной женщиной с аккуратной прической, украшенной спелыми колосьями и с такими же спелыми плодами в руках. Короче, истинное воплощение всего, что преподносит человеку лето. Люди верили: она в силах повлиять на то, чтобы ниспосланные с небес дожди не приносили лишних хлопот и проблем, а были теплыми и благодатными. Даждьбога почитали как воплощение самого солнца. Интересно, что у нас возле деревни Кременец Логойского района есть валун, названный Даждьбоговым камнем. На его плоской поверхности заметны отполированные углубления явно искусственного происхождения — три овальных и два круглых. К камню во время больших праздников приносили своеобразные «ахвяры» — монеты, цветы...

4 августа — Магдалена — «вады па калена». А ведь созревающему льну сейчас требуется сухая, теплая погода, иначе уродится «няўдалым, шэрым i косым».

6 августа — Борис и Глеб, верные помощники и опекуны хлебороба. В народном представлении Борис и Глеб вместе с крестьянином «i копкi ставяць гусценька, i снапы зносяць...». Как ни странно, но, несмотря на горячую страду, избегали тяжелых работ — из–за «вялiкай павагi да гэтых святых». Вообще, все работы на Бориса и Глеба выполнялись с осторожностью и оглядкой: остерегались сгребать сено, свозить стога в гумно... Верили, могут налететь сильные ветра и разбросать стог, а солома от сжатого в этот день хлеба способна сама по себе накликать «маланкi–перуны» и даже пожары.

6 августа в храмах почитали преподобного Поликарпа (в народе еще — Поликоп). Что касается трудового распорядка, Поликоп солидаризировался с Борисом и Глебом — «на Палiкопа — не твае ў полi копы».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Ольга ПАК
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?