Время экономии

В период кризиса деньги лучше приберечь, считают экономистыА на чем начали экономить белорусы, столкнувшись с кризисом? И стали ли экономить вообще? В поисках ответа на эти вопросы корреспондент “НГ” побывала на рынках и в магазинах, поговорила с покупателями, работниками торговли и экономистами.

Лишние мелочи
— Кризис? Нет, пока покупателей меньше не стало, — услышала от продавцов некоторых отделов одного крупного универмага Минска. Снижения покупательской способности пока не заметно в торговле игрушками, детской одеждой и ювелирными изделиями.
Лишь продавец сувениров грустно вздохнула в ответ на мой вопрос о кризисе: пока в других отделах толпились покупатели, она сидела в полном одиночестве. Невеселой была и девушка, торгующая цветами. За ее товаром народ тоже не ломился.
В отделе ковров — тишь и благодать.
— Сейчас ковры покупают меньше, зато в начале января мы перевыполнили показатели прошлого года в два раза, — хвалится женщина-продавец. — Хотя по выходным и сейчас покупателей хватает.
Сама она еще экономить не начала. Да и не было необходимости: зарплата за январь благодаря покупательскому ажиотажу в начале года стала даже больше.
— Но думаю, что скоро экономить придется. За февраль, судя по всему, получу меньше, — и она окидывает взглядом безлюдный отдел.
Не хлебом единым...
Прохожу мимо отдела деликатесов в одном из центральных минских универсамов. Бросаются в глаза сыры с плесенью по 60—70 тысяч рублей за килограмм, дорогущая икра, спиртное. У прилавка ни души. Впрочем, здесь даже в “сытые времена” толкучки не было. Однако девушка-продавец уверяет, что покупательские ряды пока не поредели:
— Покупают, как и прежде, даже сама удивляюсь, — пожимает плечами она. — Разве что икру мало берут, но она обычно только перед праздниками популярностью пользуется. А так и дорогое спиртное покупают, и сыры по 70 тысяч разметают.
Впрочем, поговорив с директорами нескольких продовольственных магазинов, выясняю, что небольшое снижение товарооборота все-таки есть. Хотя о кризисе говорить пока рано. По прогнозам одного из руководителей, вероятнее всего, “предприятий торговли кризис коснется незначительно, снижение спроса будет процентов на пятнадцать”. Ведь кризис кризисом, а кушать все равно хочется.
Если в фирменном магазине одного из белорусских мясокомбинатов сказали, что пока объем продажи мяса у них остался на прежнем уровне, то на “Белрыбе” стремление белорусов к экономии уже ощутили:
— Покупатели начали переходить с дорогой рыбы на дешевую. Региональные отделы реализации просят поставлять им больше минтая, путассу, салаки, кильки. Потому что их стали больше брать. Немного получше ситуация в Минске, — рассказали специалисты “Белрыбы”.
Торговцам на рынках не позавидуешь: там спад покупательской активности гораздо заметнее, чем в магазинах.
— Если раньше за день торговли я с легкостью “делала кассу” в полмиллиона, то теперь и 200 тысяч рублей набираю с трудом, — вздыхает продавец овощей и фруктов. — А получаю всего пять процентов от кассы. Работаю за копейки.
— Кто же за такие цены покупать будет? — возмущается бабушка-пенсионерка, представившаяся Зинаидой Степановной. — Помидоры по 8 тысяч, а мандарины по 5 тысяч рублей. На рынке вообще все очень дорого. Пенсия у меня всего 460 тысяч рублей. За квартиру заплатила больше 100 тысяч, за лекарства тысяч 70, а на остальное жить месяц надо. Вот хочу  прикупить почерневших бананов или хурмы.
Пока не начали экономить на обедах офисные работники: в службе доставки обедов сказали, что еду как заказывали, так и заказывают. Не собираются отказываться минчане и от пищи для ума. В книжных магазинах покупатели есть, и с пустыми руками они не уходят.
— Да, покупателей в торговом зале меньше не стало, это радует, — подтверждают мои наблюдения в одном из книжных. — Огорчает лишь, что организации стали меньше приобретать книжную продукцию по безналу.
На удовольствиях не экономят
Обуви и одежды простые белорусы стали покупать немного меньше. Однако связывать это только с кризисом пока рано. В одном из обувных магазинов сказали, что после праздников всегда так. Так что пока не понятно, закономерность это или следствие кризиса. Говорят, весной будет видно. В магазинах одежды тоже не спешат делать однозначные выводы, но кризис со счетов не списывают.
Гораздо меньше стало желающих обновить в квартире мебель или бытовую технику.
— Я вам так скажу: если на 13 декабря покупательский спрос был просто супер, на 13 января — более-менее, то на 13 февраля уже гораздо ниже, хотя пока не смертельно, — делится наблюдениями директор одного из крупных мебельных магазинов.
В магазинах, торгующих бытовой техникой, тоже затишье после январской активности.
— Ерунда, а не торговля, — емко охарактеризовали ситуацию в одном из них.
А вот продавец билетов в театрально-концертной кассе не заметила, чтобы белорусы стали экономнее:
— Мне кажется, что кризис пока не отразился на наших гражданах, — говорит она. — Денег на развлечения не жалеют, особенно молодежь. Не понимаю, где они их берут, но билеты раскупают на всё. На концерт группы “Звери” за танцпол отдают по 45—55 тысяч рублей, на Волочкову по 110—150 тысяч билеты покупают. На День влюбленных “улетело” все независимо от цены. Да что говорить: на концерт Лепса билеты даже по 250 тысяч раскупили!
Зато в рестораны белорусы стали ходить немного реже. В будни посетителей меньше, но в выходные и по праздникам ситуация улучшается.
Такси, которое за последние годы для многих стало привычным средством передвижения, теперь вновь начинает возвращаться в разряд роскоши. В нескольких службах такси подтвердили, что заказов у них сейчас значительно меньше.

Итак, подведем итог

* Белорусы стали экономить на крупных покупках: бытовой технике, мебели, коврах, а также на приятных мелочах — такси, сувенирах и цветах.
* Понемногу начинают экономить на продуктах питания, ресторанах, одежде и обуви.
* Совсем не экономят на книгах и развлечениях.

Комментарий

Александр ЛУЧЕНОК, руководитель Центра макроэкономического регулирования и исследования проблем эффективности Института экономики Национальной академии наук Беларуси:
— Товаров длительного пользования белорусы накупили в начале года, поэтому сейчас в них нет большой необходимости. Что касается продуктов питания, то экономить на еде начинают тогда, когда серьезно сокращаются доходы. Поскольку продажи снизились незначительно, значит, и доходы населения пока не сильно пострадали. А то, что развлечения не стали менее популярными, так это закономерно. В период кризиса им всегда уделяют больше внимания.
— А верную ли позицию заняли белорусы? Может, стоит приобретать нужные вещи, ведь не известно, что завтра будет с белорусским рублем?
— Ни в коем случае. В период кризиса деньги лучше приберечь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter