Музыкальная притча «Храни меня, любимая» откроет новый сезон в Музыкальном театре

Время ее сыновей

8 сентября громкой летней премьерой — музыкальной притчей известных российских авторов композитора Александра Пантыкина и драматурга Константина Рубинского «Храни меня, любимая» в постановке режиссера Валерии Чигилейчик — откроет свой 53‑й сезон Белорусский государственный академический музыкальный театр. Если вы еще не видели эту тонкую, щемящую и жизнеутверждающую историю, следует немедленно восполнить имеющийся пробел.

В спектакле много сентиментальных моментов, поставленных с режиссерской чуткостью.
Эта премьерная постановка на военную тему — принципиальный нравственный поступок театра. Спектакль важен как в контексте белорусско-российской творческой дружбы, так и в свете популяризации патриотической темы и сохранения памяти о Великой Отечественной войне на театральных подмостках.
Напомним: российская премьера спектакля либреттиста и драматурга Константина Рубинского и известного композитора, «дедушки уральского рока», рок-музыканта, лидера группы «Урфин Джюс» Александра Пантыкина, писавшего в свое время музыку для картин Владимира Хотиненко и Дмитрия Астрахана, прошла еще в 2005 году в Свердловской музкомедии. Инициатором создания выступил тогдашний главный режиссер Кирилл Стрежнев. В 2012 году мы видели одноименный спектакль екатеринбуржцев на гастролях в Минске, как и еще две совместные работы Рубинского и Пантыкина: reality-мюзикл «www. CИЛИКОНОВАЯ ДУРА .net» и гоголь-моголь «Мертвые души». В 2020‑м в Екатеринбурге прошла премьера и новой авторской версии спектакля. Специально для нынешней минской премьерной версии авторы дописали одну из сюжетных линий, действие которой разворачивается в 1990‑е годы.


Авторская группа нынешнего спектакля «Храни меня, любимая» и его актеры работают широкими мазками в философских координатах «жизнь — смерть», «гармония — хаос», «надежда — отчаяние». Главные герои, четверо братьев-музыкантов, выросших без отца, — Алеша, Павлик, Даня и Рома в начале спектакля живут в счастливом и уютном доме вместе с мамой. Однако вскоре они уходят на фронт, где сложат свои молодые головы. Страшная стихия войны заберет молодые жизни совсем неоперившихся птенцов.


Екатерина Дегтярева в роли Матери выходит на уровень обобщения темы, создает подлинный и человечный архетип. Учитель танцев Виктор, он же позже командир взвода (Владислав Данилович), воплощает образ человека, отказавшегося от своего таланта и творческого призвания ради долга. Здесь мы можем увидеть некую рифму и параллель с персонажами военных картин Петра Тодоровского. Маргарита Александрович в роли его супруги Эльвиры тоже создает характер сложный и многогранный, приходящий к нравственному перерождению. Однажды предав Виктора, она все-таки находит в себе силы признать свои ошибки и вернуться к мужу. Есть в этой музыкальной истории и свой Сальери — паренек по имени Гоша (Сергей Спруть), движимый то ли завистью к братьям, то ли глубокой внутренней неудовлетворенностью. Повзрослевшие сироты-беспризорники Венедикт (Александр Осипец) и Иван (Антон Заянчковский) тоже создают целое явление — музыкантов, не добившихся в профессии больших высот, но так и не предавших свою драгоценную лиру.


Глубоко переживаешь, следя за тем, как после очередной потери герои поднимаются до светлых лирических вершин, чтобы сюжет вновь опустошил и оглушил пронзительной тишиной утраты. Музыка Александра Пантыкина в этом спектакле предельно мелодична, она виртуозно передает дух военного времени, настроение замечательных советских военных песен. Но в этом нет подражательства или заигрывания с эстетикой, все пропущено композитором, вдохновленным пронзительными строчками поэта Константина Рубинского, через себя, пережито и обдумано всерьез.


Спектакль берет высокую планку, ориентируясь на художественную правду и силу образов, заложенную в стихотворениях Булата Окуджавы и Юрия Левитанского, открывающих начало каждого акта, на лучшие спектакли и фильмы о войне. Режиссер Валерия Чигилейчик пристально вглядывается в каждую деталь, в каждый нюанс сюжета. На военную тему смотрит глазом цепким, профессионально изобретательным и неравнодушным. Нельзя не оценить и эмоциональность, с которой работает дирижер-постановщик Николай Макаревич. Видно, что каждый участник спектакля вспомнил что-то свое глубоко сокровенное и трагическое из своей семейной истории, касающееся войны, что придало сил, настроило на вдохновение и помогло найти верную интонацию.


Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter