Время доставать лодки.

В период весеннего разлива жители Полесья пересаживаются на личный водный транспорт.

В период весеннего разлива жители Полесья пересаживаются на личный водный транспорт, который приобретают в различных местах, в том числе и в интернет-магазинах, например на сайте http://kapitan.ua.

Городским жителям, далеким от большой реки, паводок представляется не иначе как конец света: на полях, в хатах, в сараях — кругом вода, а люди, взобравшись на самую высокую точку в доме, чуть ли не голодают, не имея возможности даже выйти в магазин за продуктами. Сегодня над такими предположениями местные жители самых затопляемых в период половодья районов Гомельщины — Мозырского, Житковичскиго и Петриковского — только усмехаются: таких наводнений здесь уже давно не наблюдается — климат не тот, да и снега с каждой зимой все меньше.

Невиданная сила воды

Однако раньше паводки и в самом деле наводили на людей страх. У каждого “прибрежного” полешука найдется своя история противостояния стихии.
— В далеком 1979 году мы с женой решили пешком преодолеть путь от деревни Рычев до туровской автостанции в самый разгар половодья, — вспоминает уроженец здешних мест, ныне житель города Мозыря Николай Ковалевич. — Дороги превратились в реки, ноги по щиколотку в воде. Подходим к деревянному мосту, а его уже подпирает вышедшая из берегов река, да так, что он аж трещит, вот-вот развалится на части. Я жене предложил быстренько перебежать на ту сторону, но она категорически отказалась сделать и шаг. И вдруг на наших глазах мост, как пушинку, подхватила волна и понесла по течению. Пришлось возвращаться назад.
Несколько дней спустя молодая семья оказалась на родине Николая, в деревне Хвоенск Житковичского района. А здесь — ни капли воды. Вдруг среди ночи его разбудил встревоженный отец и приказал бежать в сарай.
— Я в полудреме не сразу понял, в чем дело, — продолжает Николай Николаевич. — Встал, оделся, вышел на крыльцо — и тут же оказался по пояс в воде. Она залила деревню за считаные часы. Мы с отцом сбили из досок помост в сарае, куда переместили всю домашнюю живность. Наводнение застало сельчан врасплох: наутро по улицам плавали вздутые свиньи и коровы.

Не пешком, а вплавь

Сейчас же половодье на Полесье не принимает таких угрожающих масштабов, хотя припятская вода по-прежнему забирается в огороды, дома и сараи людей. Но жители “опасных” районов уже давно относятся к паводку, как к чему-то обыденному, не нарушающему привычного образа жизни. Разве что в этот период приходится не ходить по улицам, а передвигаться на лодках, которые, кстати, уже имеет смысл доставать. Лед-то на Припяти с каждым днем становится все тоньше, и кажется, вода вот-вот вырвется на свободу.
— Практически каждый день я прихожу сюда и наблюдаю за таянием льда на реке, — осматривает с берега Припять житель деревни Костюковичи Мозырского района Яков Град. — Опираясь на жизненный опыт, могу сказать, что нынешней весной паводок не доставит людям много хлопот: резкого перепада температуры нет, поэтому снег будет таять постепенно. В нашей деревне из 123 дворов около 40 считаются опасными в плане подтопления. Хозяева этих домов перебираются на время к соседям, некоторых забирают дети, живущие в городах. А многие такие хаты уже давно пустуют: сюда приезжают разве что дачники на лето. В мой же дом за 78 лет вода, которая поднималась до 30 сантиметров, приходила только один раз.
Сегодня в деревне Костюковичи 57 жителей, большая часть из них пенсионеры, которым уже за 70. Далеко не каждый может сесть в лодку и лихо грести веслами против течения. К тому же личный водный транспорт есть только у семи местных жителей.
— Однако мы, лодочники, никого не оставляем в беде, — уверяет мой собеседник, осматривая свою уже подготовленную к первому маршруту лодку.  — По просьбе односельчан я подвожу им нужные продукты, доставляю их куда надо. Скот же местные жители уже давно не держат, поэтому нет повода для переживаний. Раньше, когда паводки были серьезнее, в деревне на возвышенности стояло гумно, куда люди и сгоняли всю домашнюю живность.

К паводку готовы

Спокойно относятся к ежегодному половодью и жители деревень Снядин и Мордвин Петриковского района. Здесь существует даже примета: сколько воды весной пришло, такой и будет урожай. По словам председателя Голубицкого сельского Совета Владимира Александрова, были времена, когда деревни надолго оказывались отрезанными от мира водой. Единственное, что связывало эти территории с районным центром, — объездная дорога через Житковичский район. А это добрая сотня километров. Каждую весну в период паводка здесь закрывались школы, не работали магазины, а вода в хатах добиралась до печей и окон.
— Сегодня эти проблемы уже решены, — говорит Владимир Владимирович. — Несколько лет назад к этим населенным пунктам проложили хорошие дороги, которые не размывает во время паводков. Тех, чьи хаты оказались в воде, регулярно навещают на лодках социальные работники, которые подвозят продукты и товары первой необходимости, почтальоны, сотрудники МЧС. В преддверии предстоящего паводка мы уже посетили все домовладения, провели беседу с местными жителями, а одиноким на время готовы предоставить безопасное жилье.
Еще до прихода воды в заречную зону Петриковского района в местных магазинах создается запас продуктов, в ФАП завозятся медикаменты, круглосуточно несут дежурство спасатели. Также в деревни, страдающие от половодья, поставляют пиломатериалы, из которых люди сооружают в своих хатах помосты над водой и перетаскивают сюда мебель и продуктовые запасы из погребов. Но на все эти хлопоты местные жители не жалуются. Говорят, войну пережили — переживут и очередной паводок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter