Все самое интересное с президентского субботника

Время добрых дел и созидания

Кому достанется заложенный ­Президентом яблоневый сад, чем белорусские яблоки лучше польских, что предложил Глава государства фермеру‑айтишнику и куда пригласил журналистов после посадки деревьев. Самое интересное с президентского субботника

В минувшую субботу вся страна, все города и села были охвачены трудовыми десантами. Республиканский субботник — очень добрая и полезная традиция суверенной Беларуси, взятая еще из советского прошлого. Традиция, которая объединяет миллионы человек, делает мир вокруг нас чище и уютнее. А тон этой работе задает наш ­Президент, который, как мы не раз убеждались, любит и умеет трудиться на земле. В этом году Глава государства закладывал яблоневый сад на своей малой родине. Фронт работы не маленький — президентской бригаде предстояло высадить более 200 деревьев разных сортов. Кому же достанется это богатство? Во время общения с журналистами Александр ­Лукашенко рассказал:

— Мы это делаем, чтобы потом школьникам передать. Чтобы они тут ухаживали и результаты своего труда забирали себе. Как я говорил, у каждой школы должен быть свой приусадебный участок, где можно по земле походить, руками прикоснуться. Чтобы дури было меньше в голове.

У каждой школы — свой приусадебный участок. Какие уроки труда нужны нашим детям

Всего плодовый сад состоит из 411 яблонь разных сортов. Еще до субботника высадили 186 деревьев, а в минувшую субботу добавили остальные. Решение передать новый сад под опеку местным школьникам очень символичное. В народной славянской культуре образ цветущего яблоневого сада отражает плодородие, благосостояние и процветание. А еще это мощный символ исторической памяти, неразрывной связи поколений, заложенный, кстати, и в ставшей уже привычной для нас бутоньерке «Яблоневый цвет». Словом, чем не повод для каждого посадить свою яблоню.


Рядом с ­Президентом на субботнике работали и журналисты. Это принцип белорусского лидера: те, кто ежедневно работает рядом, на субботнике меняют микрофоны и камеры на грабли и лопаты. Работали согласованно, четко и быстро, и очень скоро на некогда пустынном участке красовались стройные ряды только что высаженных саженцев. Александр ­Лукашенко во время общения с представителями СМИ рассказал, что раньше на землях под заложенным садом были крестьянские наделы. Но теперь уже деревенские усадьбы используются в основном как дачи, а нынешние владельцы и наследники задействуют под огороды лишь небольшую часть земли.

— Это был пустырь. Мы его разработали. Чтобы не пропадало, решили отдельными сортами высадить яблони, — сказал Александр ­Лукашенко.  


«Фермер, трудяга». Как IT‑образование помогает в сельском хозяйстве

В закладке сада помогал глава крестьянского фермерского хозяйства «Спартан‑Агро» из Молодечненского района Игорь Абрамчик. Это его саженцы пустили корни в Александрии. О технологиях садоводства он осведомлен не хуже ученого, хоть и не имеет специального образования.

— Фермер, трудяга. Кстати, не аграрий, — отрекомендовал его перед журналистами Глава государства.

— Нет, не аграрий. Инженер‑экономист. БГУИР. Но все равно на земле, — подтвердил фермер.

— Айтишник, — уточнил Александр ­Лукашенко и поинтересовался, есть ли у него деревенские корни.

Выяснилось, что в деревне Игорь родился, провел свои первые школьные годы. ­Президент замечает:

— Если родился на земле, оно и тянет туда — к этой земле. Чтобы прикоснуться.



 Знания, полученные в БГУИР, пригодились Игорю Абрамчику в фермерском деле. С гордостью рассказывает журналистам, что в его хозяйстве все компьютеризировано — от метеостанции до полива и подкормки деревьев:

— Мы видим всегда, где кто работает, какую операцию делает, сколько мы воды вылили на каждое растение, какой раствор. На хранении также все компьютеризировано, автоматизировано.  

То есть мы можем контролировать любые показатели. А когда можем контролировать показатели, только тогда мы можем на них влиять. Без этого в современном сельском хозяйстве никуда.

«Потому что спросят». О белорусском качестве

Помимо садоводства, в «Спартан‑Агро» занимаются овощными культурами и производством сладкой кукурузы.

Когда увидели, что ее возят к нам из Индии и Китая, очень удивились. И я подумал: неужели мы не сможем сделать то же самое здесь? И вот уже два года успешно реализовываем этот проект, — рассказывает Игорь Абрамчик журналистам.

По словам фермера, нет проблем и с продажами. С покупателями от Смоленска до Хабаровска заключены прямые контракты.

Глава государства спрашивает, сколько у фермера гектаров.


— Сто на сегодня. Немножко растем.

— Мы можем тебе колхоз дать, — предложил Александр ­Лукашенко. — Я тебе советую, пока не разобрали, хорошее хозяйство взять. Здесь земли неплохие.

Глава государства признался, что сам раньше никогда не занимался садоводством:

— Это уже, будучи ­Президентом, я начал немножко в это вникать. Потому что завозим яблоки по импорту, особенно польские. А у него (фермера. — Прим. ред.) яблоки лучше любых польских. Но главное, что они чище. Потому что он знает, что если он гадость на рынок поставит — мы с него спросим. А спроси иди с поляков… Точно так в здравоохранении и образовании, чтобы вы знали. Если врач берет скальпель в руки, он знает, что надо от души работать. Потому что спросят.

Александр ­Лукашенко всегда подчеркивал, что на земле должен работать наиболее эффективный собственник. Но рассуждал и действовал мудро. Да, в 1990‑е еще рано было говорить о передаче земли фермерам. Ведь наиболее лакомые куски под шумок могли захватить ушлые дельцы, которые не имеют ничего общего с сельским хозяйством. 

И люди остались бы ни с чем, и государство потеряло бы ценные ресурсы. Поэтому сначала надо было поднимать отрасль с колен, сконцентрировать производственные ресурсы, финансы, кадры на крупнотоварных сельхозпредприятиях. К тому же им легче было нести социальную нагрузку. Сейчас времена другие. АПК набрал силу и вес, а в стране появилось немало крепких, толковых частников, способных и готовых потянуть за собой менее успешные хозяйства. Так почему бы не дать им такую возможность?


«Догрузиться надо!» Как ­Президент с журналистами дрова рубил

После работы на земле корреспонденты и операторы облегченно выдохнули, решив, что дело сделано, потрудились они на славу и можно с чистой совестью собираться домой. Не тут‑то было. ­Президент посчитал, что репортеры недоработали:

— Так, сейчас рубим дрова. Догрузиться надо!

И всем пришлось лопаты сменить на колуны. Глава государства и тут продемонстрировал мастер‑класс. А еще — завидную физическую форму. С легкостью, будто играючи, Александр ­Лукашенко раскалывал здоровенные колодки. А по ходу дела как настоящий батька руководил процессом, обучал остальных, советовал, направлял, делился лайфхаками. В общем, журналисты в этот день и поработали ударно, и отдохнули качественно, потому что лучший отдых — это, как известно, смена деятельности.


После энергичной работы на свежем воздухе и аппетит разыгрался. ­Президент угощал вкуснейшим домашним хлебом (это, к слову, гостинец от витебского губернатора, который тот всегда передает, когда Александр ­Лукашенко приезжает на малую родину), салом, овощами, квасом.

КАКИЕ СОРТА ЯБЛОНЬ ВЫСАЖЕНЫ ­ПРЕЗИДЕНТОМ НА СУББОТНИКЕ

«Белорусское сладкое» — скороплодный зимний сорт, выведенный селекционерами Института плодоводства Беларуси около 20 лет назад. Плоды крупные со средней массой около 160 — 180 г, а урожайность стабильно высокая.

 Сорт «сябрына» выведен в 80‑е годы XX века. Его автором стал белорусский селекционер Григорий Коваленко. «Сябрына» относится к позднеосенним сортам созревания. Вес одного яблока — около 150 г. 

«Коваленковское» (его еще называют «красное сладкое») — результат случайного опыления старого сорта «лафрам». Это типичный позднелетний сорт с яблоками массой до 200 г.

«Конфетное» причисляют к группе летних яблонь. Свободно произрастает на дачах и в садах у садоводов‑любителей. Сорт любят за поразительно вкусные и красивые плоды.

«Ред фри» — летний сорт, который пришел в Беларусь из США. Это сложный гибрид. Плоды десертного назначения с отличными товарными данными и вкусовыми характеристиками.


Место силы и энергия добра

К своей малой родине Глава государства питает особые, трепетные чувства. Не раз вспоминал, что именно здесь научился работать на земле и ценить труд. В разные годы ­Президент принимал участие в благоустройстве тех мест, которые сегодня считаются знаковыми и привлекают большое количество туристов. Например, «Трофимова криница» возле агрогородка Александрия, а также площадка, где ежегодно проводится популярный фестиваль «Александрия собирает друзей». Теперь в списке туристических достопримечательностей малой родины Александра ­Лукашенко будет и заложенный им президентский яблоневый сад.

— Мое сердце принадлежит этому уголку Беларуси. Здесь мое место силы. Этот край, люди, которые в нем живут, научили меня любить свою страну и свой народ. 

И я не устану благодарить свою малую родину за проведенные здесь счастливые годы детства и моей юности. За ту энергию, которой и сегодня питает меня эта земля, — признался Александр ­Лукашенко в июле прошлого года на празднике «Купалье» в Александрии.

konon@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter