Время — деньги

Об эту известную формулу нередко “спотыкаются” товаропроизводители и потребительская кооперация Республиканский семинар, а затем пленарное совещание у первого заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Семашко, которые состоялись в Лепеле, выявили и другие “узкие” места продвижения отечественных товаров к потребителю.


В мероприятиях приняли участие руководители концерна “Беллегпром” и системы потребительской кооперации, представители фактически всех крупнейших предприятий легкой промышленности страны. Главная тема обсуждения — увеличение продаж товаров отечественных производителей, в том числе предприятий концерна “Беллегпром”, в розничной торговой сети системы потребительской кооперации .
Совершенно не случайно приехали профессионалы со всей республики именно в Лепель. Хотя Лепельский район по покупательской способности занимает 71-е место в стране, товаров тут в расчете на одного жителя продается больше, чем в среднем по республике. Местный универмаг давно имеет славу одного из лучших аналогичных торговых предприятий страны. Среди условий успеха — сотрудничество с товаропроизводителями через фирменные секции. Сегодня их имеют 28 предприятий республики, а в ближайшее время, подчеркнула директор магазина Светлана Вересовая, их будет более 40. И именно эта форма торговли позволяет полнее удовлетворять разнообразные запросы потребителей (универмаг ежедневно посещают до тысячи человек), расширять ассортимент и внедрять современные методы торговли. А главное, успешно выдерживать конкуренцию: торговую сеть района представляют 347 предприятий розничной торговли, из которых потребительской кооперации принадлежат только 92. Плюс почти полтысячи индивидуальных предпринимателей, которые имеют лицензии на организацию розничной торговли, у 207 из них есть своя торговая сеть.
Выгодна фирменная торговля и для производителей: опыт показал, что товарооборот в таких секциях увеличивается в полтора-два раза.
Проблемы эти, как оказалось, типичные для всей системы потребительской кооперации. Как отметил председатель правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов, за семь месяцев текущего года темпы роста товарооборота при продаже товаров предприятий концерна “Беллегпром” в потребительской кооперации составили 120,6 процента — на четыре пункта выше, чем в целом по стране.  Основные сроки оплаты товаров — 30 дней, оборачиваемость — 80 дней. В то же время остатки нереализованных товаров отечественной легкой промышленности превышают восемь миллиардов рублей. Потребительская кооперация, которая зарекомендовала себя вроде надежным и достойным партнером, не может бесконечно наращивать ассортимент, так сказать, за свой счет. Чтобы повысить объем товарооборота на 10 процентов, надо увеличить запасы как минимум на 20 процентов: существует прямая зависимость между насыщением товарами и объемом продаж. Тот же лепельский универмаг, один из лучших в республике, на сегодня имеет всего 10 миллионов прибыли, а средняя заработная плата его работников составляет 320 тысяч рублей.
Выход один: договариваться партнерам на взаимовыгодных и более гибких условиях. Потребительская кооперация вносит свои предложения: установить приемлемые сроки оплаты, возвращать и заменять невостребованный ассортимент, торговать в кредит, в том числе по ссудам банков. Более гибко решать вопросы пересортицы, возврата, расширения ассортимента и сэкономить на транспортных расходах поможет организация поставок товаров легкой промышленности через межрайонный опт. В таком случае не придется каждому магазину гонять машину непосредственно на завод: получить необходимый товар можно будет на ближайшей оптовой базе. В системе потребкооперации — огромная масса небольших магазинов, и каждому из них весьма проблематично дойти самостоятельно до завода-изготовителя. Да, у таких магазинов товарооборот небольшой, но если умножить на общее количество, да еще в 118 районах страны, можно получить большую и красивую цифру продажи белорусских товаров.
Кстати, от услуг оптовых посредников не отказываются, к примеру, и в Германии. Широко использует их белорусский частный производитель. Например, фактически вся продукция производителей минеральной воды в Беларуси — “Трайпл”, “Дарида”, “Фрост” — сконцентрирована на трех оптовых базах. Условие одно: рост товарооборота.
Необходимо, считают представители потребкооперации, и делить по справедливости затраты на приобретение специального оборудования и проведение мероприятий по рекламированию товаров. Согласны ли с ними производители? Оказалось, не всегда. 45 процентов предприятий концерна “Беллегпром” убыточны, и проблема отсрочки платежей для них очень болезненна.
— Продление сроков реализации продукции приведет некоторых из них к финансовому краху, — подчеркнул первый заместитель председателя концерна “Беллегпром” Владимир Астровский. — Но мы видим реальные результаты сотрудничества с потребкооперацией: еще неделю назад в магазинах было 324 фирменные секции, сегодня уже 414. Хотя и это не панацея. Надо использовать разнообразные формы продвижения товара к потребителю. Не всегда торговля оказывается надежным партнером: сумма задолженности за поставленный товар составляет около шести миллиардов рублей, и есть случаи, когда неплатежи “висят” и с 2004 года.
Как подчеркнул первый вице-премьер, в стране принимаются реальные меры по поддержке отечественных товаропроизводителей и готовится соответствующий указ Президента Республики Беларусь.
— Речь идет о создании фондов развития Беллегпрома, Беллесбумпрома и Белгоспищепрома, — сказал корреспонденту “НГ” Владимир Семашко. — Правительство не может не видеть, что на этих предприятиях очень устарели основные фонды — износ составляет до 90 процентов. Переоснащение необходимо, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию — и с точки зрения цены, и с точки зрения себестоимости, качества, ассортимента... Поэтому мы разработали программу. Прошло совещание у Президента по концерну “Беллесбумпром”... Одна из мер, которыми мы хотим поддержать предприятия, — дать им возможность сформировать фонды развития. У предприятий появится возможность получить кредиты для перевооружения производства, а процентные банковские ставки оплачивать за счет средств, которые будут сосредоточены в руках у руководителей концернов.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter