Вся предстоящая неделя богата на праздники. 14 августа Православная церковь отмечает «происхождение древ» Животворящего Креста Господня. Традиция берет свое начало от обычая, что жил в Константинополе, — носить крест по улицам для спасения от болезней. По преданию, именно 14 августа крестился сам князь Владимир. И еще это день первого Спаса — у нас в Беларуси его больше знают как Спас медовый, или Маковей. Но иногда называют и «мокрым» — отсюда и обычай проводить крестный ход и освящать все источники воды. В этот день старались не только умыться чистой водицей, но и облиться ею и, зачерпнув пригоршню, облить водой стоящих рядом.
4 августа — в православной традиции отмечается Происхождение Честных Древ Креста Господня. Медовый Спас.
19 августа — праздник Преображение Господне. Яблочный Спас.
Август называют у нас «даручым» месяцем, ведь наступило время богатое и щедрое. Люди в эту пору ходили друг к другу в гости, по праву получив небольшую передышку–отдушину среди великих и тяжких трудов. А поскольку Спас — медовый, то за столом пили медовуху. Само слово «мед» встречается еще у древних греков, германцев, скандинавов и означает «опьяняющий напиток». Правда, греки и римские патриции все–таки предпочитали вина виноградные, а «мед» относили к напиткам «варварским». И все же у нас медовуха была неотъемлемой частью любого праздничного стола у представителей всех сословий — от князей до крестьян. Мед растворялся в воде, затем кипятился, с него снималась пена и добавлялись соки клюквы, черники, малины, потом снова кипятился и разливался по бутылям. Тщательно закрытым выдерживался в погребе неделю или две. Такая медовуха относилась к напиткам легким. Для более крепких «медов» готовили более сильную концентрацию и для выдержки закапывали бочку или другую емкость в землю на несколько недель и даже месяцев. На белорусских землях существовала и своеобразная гильдия медоваров. Но постепенно медовуху вытеснило «хлебное вино».
Сон в руку
Дерево с зелеными листьями — к доброй встрече, к любви.
Дерево с плодами — к прибыли, удачной покупке.
Дерево согнутое — к проблемам, печали.
Морковь — символ здоровья и силы.
Сливы — к хлопотам, беспокойству.
Мед есть — к выздоровлению больного.
Застолье видеть — к досаде.
Есть холодную пищу — к прибыли, доходам, но полученным не очень хорошим путем.
Купаться — скоро окажетесь в какой–то компании.
19 августа — Спас яблочный. В этот день в церковь, кроме меда и яблок, несли освящать груши, сливы, морковь. Груша также особо почиталась нашими предками. Считалось, что именно с груши сходит на землю Богородица. Поэтому срубать это дерево, если оно еще плодоносит, — большой грех. Именно среди ветвей дикой груши в 1470 году (по другой версии, в 1494–м) явилась юным пастушкам чудотворная икона Божией Матери Жировичской. И одновременно в народных представлениях груша — убежище для русалок: для них на это дерево забрасывали венки из цветов и трав во время русальной недели. А еще в дупле очень старой, с корявым, будто измученным артритом, стволом груши нередко прячется сам черт. Груша часто упоминается и в заговорах. Плод груши, что дольше всего провисит на дереве, по поверьям, обладает особой силой и может помочь при бесплодии. Грушевым напитком поили рожениц для восстановления сил. Раздвоенными ветками груши, обмазанными тестом и так запеченными, украшали свадебные караваи.
Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.