Время чрезвычайных мер закончилось

Чем будет наполнена открывшаяся на днях четвертая сессия Палаты представителей? Сколько средств выделяется из госказны на реабилитацию районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС? Что стоит за разговорами о строительстве атомной электростанции в Беларуси? Об этом беседа с председателем Постоянной комиссии по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию Виталием КУЛИКОМ.

— Виталий Васильевич, многое ли в жизни простого человека зависит от работы парламентариев?
— Государство для народа — это не только лозунг, это то, что должно отразиться на жизни каждого гражданина. На весенней сессии планируется рассмотреть законопроекты о занятости, внести поправки в законы о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об упрощении совершения нотариальных действий и так далее. Все это свидетельство того, что на законодательном уровне депутаты будут делать все, чтобы облегчить людям решение их конкретных проблем.
— Радиационная катастрофа и через 20 лет напоминает о себе. На 12 апреля намечены парламентские слушания по чернобыльской тематике.
— Подобные мероприятия с участием ученых, представителей правительства, специалистов местных органов управления, зарубежных гостей проходят практически ежегодно. На днях, кстати, наша комиссия провела выездное заседание в наиболее пострадавших от радиации районах Могилевской и Гомельской областей. Мы изучили, как реализуется государственная программа о минимизации последствий чернобыльской катастрофы, на что тратятся государственные средства.
— Большие это суммы?
— В бюджете на нынешний год заложено около 700 миллиардов рублей. И такие средства идут каждый год.
— На чем будет сделан акцент в нынешнем году в преодолении последствий чернобыльской катастрофы?
— Этап чрезвычайных мер, которые принимались в первые годы после аварии, уже позади. Сегодня государство приняло курс на социально-экономическую реабилитацию загрязненных территорий. В центре любых действий — человек, его здоровье, его материальное благополучие. У детей в чернобыльских районах бесплатное дошкольное и школьное питание. Много внимания уделяется и оздоровлению ребятишек. Мы благодарны нашим зарубежным партнерам, которые оказывают нам гуманитарную помощь, участвуют в реализации экономических проектов.
— Решаются ли проблемы безработицы?
— Безусловно. Но там она, конечно, несколько выше, чем в более благополучных регионах. Поэтому одна из задач на будущее — создавать привлекательные условия для роста экономического потенциала в пострадавших от радиации городах и селах. Речь, в частности, о налоговых преференциях. Они уже действуют, но практика реализации инвестиционных проектов говорит о том, что механизм реализации очень сложный и нуждается в упрощении. Более того, мы хотели бы по каждому пострадавшему району иметь целостную картину его развития.
— Какие законопроекты по этой тематике готовятся к рассмотрению?
— Сейчас в нашей комиссии идет работа над поправками в Закон “О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС”. Есть и ряд других законопроектов об экологии.
— В последнее время немало копий ломается вокруг вопроса, надо ли нам строить атомную станцию. Каково ваше мнение?
— Это очень больная тема. Десять лет назад на слушаниях в парламенте мы договорилась, что две пятилетки не касаемся этой проблемы и пытаемся реализовывать альтернативные энергетические проекты. Кстати, в Беларуси в данном направлении многое сделано. Но мировой опыт свидетельствует, что в обозримом будущем альтернативы ядерной энергетике нет. Однако в то же время мирный атом не такой уж и мирный. Именно поэтому необходимо взвесить все “за” и “против”, прежде чем принять конкретное решение о строительстве АЭС. Здесь нужно учитывать и огромную стоимость этого проекта, хотя срок его окупаемости сравнительно небольшой. Правительству дано поручение детально изучить данный вопрос. Но, я думаю, говорить о том, что в течение двух—пяти лет у нас появится АЭС, оснований никаких нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter