Временная жена для иностранца

Есть проблемное явление, которое подтверждают и в МИДе, и в МВД: в своем стремлении легализоваться в чужой стране иностранные граждане порой готовы пускаться во все тяжкие. Распространенным вариантом является вступление в фиктивный брак. Однако госорганы тщательно отслеживают подобные факты. Об этом беседа с начальником управления по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома Николаем ШЕВЧИКОМ.
— Николай Николаевич, много ли иностранцев желает получить право постоянного проживания на территории Беларуси и при каких условиях они могут на это рассчитывать?
— Судите сами: единовременно в Минске находится в среднем 50 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, из них свыше 25 тысяч постоянно проживают в столице. Право на постоянное жительство может быть предоставлено иностранцам, имеющим таланты либо особые заслуги перед нашей страной, желающим трудиться на ее благо либо имеющим белорусские корни, близких родственников — граждан нашей страны. Возникает это право и при создании семьи с гражданином Беларуси. В этом случае нередко и возникают вопросы у службы гражданства и миграции.
— Вы имеете в виду фиктивные браки?
— Да. Таких случаев немало. В особенности это касается выходцев из кавказского региона, азиатских стран. Зачастую они имеют семьи на родине, а здесь женятся, чтобы получить прописку, затем — гражданство. В дальнейшем расторгают браки с белорусками и привозят своих жен-соотечественниц.
— Боже упаси нас от ксенофобии, но, видимо, не все знают, что в некоторых странах существует нечто вроде института “временного развода” и “временного брака”. Согласно тамошним обычаям и верованиям мужчина, если он надолго покинет родные края (скажем, ушел с торговым караваном в северные страны) и где-то там “приженится”, не берет на себя грех...
— Продолжу вашу мысль конкретными примерами. С начала нынешнего года разрешение на постоянное проживание у супругов, граждан Беларуси, получили 195 иностранцев. Особую настороженность вызывают браки между юными иностранцами и минчанками более старшего возраста. К примеру, когда 18-летний афганец берет в жены 30-летнюю белоруску либо когда 22-летний вьетнамец женится на 46-летней нашей соотечественнице. У нас есть и такой пример: 38-летняя уроженка Вьетнама вышла замуж за 26-летнего минчанина... Поэтому, полагаю, естественным выглядит то, что после выдачи иностранцу разрешения на постоянное проживание в Минске органы внутренних дел осуществляют контроль за тем, является ли его брак действительным. Сотрудники управления по гражданству и миграции неоднократно посетят супругов на дому, проверят, проживают ли они совместно, ведут ли общее хозяйство, побеседуют с соседями. В случае, если сомнения подтвердятся, материалы будут переданы в суд для правовой оценки. Если суд сочтет аргументы весомыми, брак будет аннулирован. Соответственно иностранный гражданин может быть даже депортирован из страны.
— Но ведь женятся и по любви...
— Большинство иностранцев, постоянно проживающие в нашей стране, являются добропорядочными людьми, они имеют семьи, работу, приобретают собственность. И пользуются такими же правами, как и белорусские граждане. Но есть среди них и такие, которые помнят лишь о правах, а про обязанности забывают. Восточные мужчины нередко бьют своих жен, детей. Например, некий гражданин Йемена в 2001 году заключил брак с минчанкой, спустя два года получил разрешение на постоянное проживание в белорусской столице, был прописан к жене. А в начале нынешнего года брак по инициативе женщины был расторгнут. Однако выписываться из минской квартиры экс-муж отказался и заявил свои права на жилплощадь, в строительстве которой, к слову, участия не принимал. Под предлогом посещения несовершеннолетнего сына он приходит в квартиру бывшей супруги, устраивает скандалы. Не раз доходило до рукоприкладства, за что хулигана привлекали к ответственности. Но выписать наглеца из своей квартиры женщина не может. В соответствии с белорусским законодательством, это может быть сделано только по личному заявлению иностранца либо по решению суда. В нашем же случае расторжение брака с белорусской гражданкой не является основанием для аннулирования разрешения на право постоянного проживания иностранца, ведь он имеет сына — гражданина Беларуси...
Есть и другие примеры: в Минске более шести лет проживет семья гражданки Беларуси и гражданина Азербайджана. Женщина находится в полном бесправии и унижении, муж избивает ее и ее ребенка от первого брака. Но то, что, быть может, для восточной женщины является нормой, славянка воспринимает как унижение. Эта женщина не раз вызывала милицию, однако, будучи материально зависимой от мужа, позже забирала свои заявления. В отношении истязателя несколько раз возбуждались уголовные дела, местный участковый пытается держать ситуацию под контролем, но, к сожалению, он не всесилен...
Я посоветовал бы нашим дамам очень серьезно думать, прежде чем выходить замуж за иностранного гражданина.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter