Времена меняются

То, что белорусы сильно изменились на последние 25 лет, — это, с одной стороны, медицинский факт. С другой – совершенно неочевидная и вызывающая желание сразу же яростно себя оспорить вещь. Ну хотя бы потому, что признать ее − означает скинуть с корабля современности Пазняка и Лебедько, Федуту и Статкевича, Северинца и Калинкину вместе с Беляцким. Ибо они, превратившись за четверть века в карикатуру на самих себя, никого не представляют. Ничего нового сказать не могут. И за душой ничего не имеют.

Они смеялись над Шушкевичем – так тот хоть партию «свою» сумел пристроить в предприимчивые руки. А этим «политконсультантам» и пристраивать нечего. К тому же один умный чиновник, о котором чуть позже, сказал, как в бронзе: «Оппозиционность и честность – не синонимы». Короче, в чулан.

Но как же изменились мы сами, белорусы, народ, ведь мы тоже менялись? Очень интересные наблюдения прозвучали от человека, который видел наше с вами волеизъявление, начиная с 1994 года. Мало – видел: она, можно сказать, присутствовала рядом с каждым из нас в те редкие моменты, когда белорус что-то открыто и деятельно решал. Решал для себя, для земляков и для своей страны. Решал не молчком, как обычно, уперто «тоячы думку», а переступив характер – громко высказываясь: хочу, чтобы было вот так.

И вот эта наблюдательная женщина отмечает: «В 1994 году на президентских выборах сбор подписей в таком количестве не вызывал проблем», - речь о том, что некоторые «независимые» уже начали вбрасывать, мол, «отпущенного месяца слишком мало, особенно для альтернативных претендентов». И особенно для альтернативно одаренных среди альтернативно претендующих, хочется добавить вслед за «журналистом». Ведь ты ж не вчера решил(-а) сходить в Президенты своей страны, нет? Или надысь ввечеру?

«Просто население изменилось совершенно за этот период и изменило свое отношение к этой процедуре, - продолжает наш бесстрастный наблюдатель. - Тогда, наверное, это было что-то новое после СССР и люди активно участвовали в сборе подписей».

Наверное. Но и не только. «В 1994 году все-таки люди достаточно критически оценивали свои способности и возможности, - делится чиновница, - а сейчас социальные сети, которые каждое ничтожество могут сделать знаменитостью, совершенно лишили очень многих людей критической оценки своих возможностей и способностей. И вот это изменение морали тоже повлияло на такой приток кандидатов».

Вот, что называется, в яблочко. Я по работе ежедневно окунаюсь в белорусский (и не только) интернет и скажу вам: столько незалеченных комплексов, столько пубертатного восприятия жизни, столько некритических попыток мышления, столько самолюбования, что диву даешься. И руки опускаются: блогеры, дорогие, как вас лечить-то? От нарциссизма, от словесного недержания, от неумения рассуждать, от «я этого достойна», наконец?

Раньше таких сама жизнь очень жестко била по рукам, губам и голове. Неплохи в смысле профилактики были и кухонно-дворовые посиделки: кроме сплетен и слухов (куда ж без них), там еще и правду в глаза говорили. И свою пустоту, истеричность и нестерпимое желание райской жизни люди предпочитали все же удерживать внутри. А не вываливать, как современные нам графини коровенковы, на подоконник. Для всеобщего обозрения.

По личному, к сожалению, опыту могу подтвердить: как только человек стал активным рупором соцсетей («я – блогер!»), лишь сформировал вокруг себя социальный пузырек лайковых подписчиков – все. Часть сложнейше перепутанных нейронных связей, ответственных за критическое восприятие окружающего мира, замкнулась у него напрямую. Вижу – пою. Слышу – пишу. Ем – не пишу. Думаю.

Так проще. Так легче. Так удобнее. Да и не на это ли, не на душевный ли комфорт нацелена вся глобализация мира? Расслабься, чувак, именно ты всего и достоин, не так ли?

Забавно, что демократичнейшая демократия в главном – в выборах своего Президента - у нас как четверть века назад была, так посейчас и осталась. «У нас возможность выдвижения на первом этапе доступна любому, бомжу со свалки практически, - констатирует основной эксперт по выборам. — Это норма перекочевала к нам из Конституции 1994 года». А ведь давно пора - и люди это чувствуют - сделать так, чтобы «перестать иметь дело со скандалистами, с людьми, которые приходят в ЦИК только для того, чтобы поскандалить или попиариться. Чтобы иметь дело, скажем так, с солидной публикой, которая осознает всю серьезность своего участия в выборах», - ну разве будет против каждый «памяркоўны беларус»? Да двумя руками за, мы ж «разважлiвыя».

Еще одно очень точное наблюдение от ответственного исполнителя, умеющего еще и понять человека: «К сожалению, так сложилось, что у нас в оппозицию идут зачастую люди озлобленные, неудовлетворенные. И когда они приходят в тот или иной коллектив, то они создают очень тяжелую, нервозную обстановку». Сплошные скандалы, интриги, расследования, добавлю я. Все это ежемесячно в той или иной «оппозиционной» тусовке непременно случается, вы ж газеты читаете? А если даже и нет, то и в интернете: один «независимый» сайт про другой завсегда расскажет, тут им не удержаться.

Сейчас в «свободных» блогах, на «независимых» сайтах, в инстаграмах и прочих телеграм-каналах перед изумленным взором впервые (ну, вдруг?) попавшего туда нормального человека в полный рост встает «сила, контролирующая белорусский Фейсбук». Это они про себя. Про свой тонкий слой кухонной сварливой «интеллигенции». Про маленькие кружки интернетно-диванных «активистов». Мол, смотрите, как дофига у нас лайков! А подписчиков-то сколько, гляньте!

И все это, если пролистать непременных котиков, у них сейчас направлено только на одно: на травлю. Травлю нормальных людей. Которые хотят нормальной страны. Травлю самой страны. Которая, оказывается, ничего хорошего не сделала. Подбираются уже к институтам государства, травить которые – как сук под собою пилить. Травля людей, травля достижений, травля должностных лиц, травля своей родины – обезумевший белорусский Фейсбук, пожирающий сам себя.

Может на такой почве взойти что-то полезное, хорошее, правильное и заботливое? Вряд ли, сон разума порождает чудовищ. Вот, собственно, и ответ, как мы изменились. Часть ушла в призрачный мир и грезит в нем о несбыточном. По факту – о Майдане.

Так его не будет, отвечает большинство оставшихся в реальном мире. Живущих в Беларуси. Строящих свою страну. И если ваш сон разума там уж настолько глубок, придется вас, земляки, разбудить. Жалко, да. Но ваше душевное здоровье обществу дороже, поверьте.

Уж простите, накипело.

mukovoz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter