Магистр истории Николай Лагодич о вредной праздности во время Великого поста

Вредная праздность

С 18 марта у православных христиан Беларуси начался Великий пост. Воздержание от пищи животного происхождения сочетается с духовной работой над собой. Мы выявляем и лечим греховные привычки, насаждаем и развиваем добрые качества души. Одна из разрушительных греховных привычек — праздность.

Во время Великого поста в храмах часто читается молитва святого Ефрема Сирина, в которой мы просим Бога избавить нас от наиболее опасных пороков и взываем о помощи в приобретении добродетелей. Список пороков в этой молитве начинается с праздности. Почему так?

Праздность — это отсутствие желания или стремления к деятельности, пассивность, бездействие. Она связана с нежеланием или страхом выполнять обязанности, ожиданием чуда, бездумным расслаблением. В этом контексте праздность — грех, который препятствует духовному росту и приводит к разрушению личности и общества. Чаще всего праздность является проявлением слабой воли и не позволяет человеку сформировать свою личность.

В наше время нередко можно услышать: «Хорошо бы иметь постоянный пассивный доход, чтобы не нужно было работать». Многие соглашаются с таким рассуждением и думают, что это — рай на земле. Но вот как наставлял святой Исаак Сирин: «Люби труд. Если он и не нужен тебе для твоего содержания, то может быть нужен как лекарство. Труд есть здоровье для тела и польза для души… Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся, так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Труд есть страж добродетели. Покой и праздность — гибель душе».

После грехопадения Адама и Евы Бог сообщил Адаму, что отныне ему нужно трудиться и обеспечивать себя пропитанием «в поте лица» (Быт. 3:19). Много лет спустя апостол Павел, говоря о труде и еде, выразил эту мысль так: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Исходя из этих и других библейских свидетельств, можно понять, что люди должны трудиться, потому что это есть заповедь Божия. Стремление к праздности вырабатывается на почве лени, беспечности, неумения или нежелания правильно распоряжаться свободным временем, увлечения развлечениями и поиском радостей.

В ряде случаев слова «праздность» и «лень» могут использоваться как синонимы, однако между ними существуют отличия. Лень — это состояние, при котором человек не испытывает желания выполнять конкретную задачу, действие и исходя из этого ищет, чем заняться или развлечь себя. Праздность — состояние, при котором человек сознательно отказывается заниматься чем-то полезным или необходимым и уделяет время отдыху или развлечениям.

Праздность открывает в человеке пустоту, отсутствие какого-либо плода или содержания. А там, где пусто, часто рождается зло. Человеческое сердце праздно быть не может, оно обязательно бывает занято какими-нибудь мыслями. Святой Иоанн Златоуст говорит, что как поле, не засеваемое полезными растениями, прорастает вредными сорняками, так и сердце человеческое не терпит пустоты и праздности: если человек не заполняет его добрым, то оно обязательно заполняется недобрым. Праздность учит воровать, чинить насилие, льстить, обманывать. Праздный человек, не имея чем питаться, устремляется на похищение чужих трудов — или явно, или тайно, или обманом.

Мысли праздных людей блуждают бесцельно. Они вспоминают прошлое, мечтают о его повторении. Праздный человек — вредный член общества, он не способен работать. Чтобы достать денег, он придумывает разные (нередко греховные) средства, становится способным на низость, темные дела, ложь.

Для окончательного понимания, что такое праздность, нужно разграничить понятия «праздность» и «отдых». Отдых — необходимое условие для любого вида работы. Любой перерыв может принести пользу, если провести его с благословением. Праздность — это не время отдыха, а время пустое, ничем не заполненное. Она проистекает из попытки уклонения от обязанностей. В такой ситуации праздность — не вознаграждение за проделанную работу, а самоцель жизни, без нее люди уже не считают свою жизнь полноценной и яркой.

Если внимательно посмотреть, что сегодня происходит с родом человеческим, можно свидетельствовать о том, что пространство праздности катастрофически расширяется. Достижения в науке, технике, технологиях высвобождают для нас дополнительное время, которое часто используется людьми праздно.

Чтобы избегать праздности, бороться с ней, необходимо признать ее за грех и понять, как она влияет на жизнь христианина. Основные способы борьбы с праздностью — трудолюбие и молитва. Необходимо понуждать себя к труду; не откладывать дела на завтра; планировать свой день и научиться управлять временем; сократить периоды, проводимые в социальных сетях и перед экраном телевизора; вести здоровый образ жизни; заниматься самообразованием и саморазвитием; ограничивать или удалять источники отвлечений. Стоит попробовать быть внимательным и больше помогать другим людям.

Николай ЛАГОДИЧ, магистр истории
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter