Врата милосердия

Сергею Григорьевичу Степаненко 61 год.
Сергею Григорьевичу Степаненко 61 год. Всю жизнь проработал строителем и сейчас, можно сказать, вышел на заслуженный отдых. Ему бы жить и внукам радоваться. Да вот незадача - "зеленый змий" попутал. Что называется, был бы повод. А тут как раз праздники. Утро началось за стаканчиком дешевого портвейна в компании старых знакомых, вечер закончился в приемном отделении больницы скорой медицинской помощи (БСМП) в окружении медсестер и врачей, пытающихся вывести его из состояния острого алкогольного отравления.

Приемное отделение БСМП - это по своей сути - своеобразные врата, через которые каждый час проходят десятки людей, нуждающихся во врачебной помощи. Одни приходят сами, других привозят на "скорой". В среднем каждые сутки в БСМП поступает около 170 больных.После праздников их число резко возрастает - больше 200 человек. Однако не всех оставляют на лечение в больнице скорой помощи. По словам заведующей приемным отделением БСМП Марии Котеневой, за прошлый год за помощью обратилось 64.316 человек. Из них по "скорой" - 63%, по направлению поликлиник - 30% и в частном порядке - 7%. Из числа обратившихся госпитализировано 64,4%. Остальные получили направления в другие клиники...

В приемном отделении круглосуточно дежурят 9 врачей, каждый - специалист в своей области. Хирург, терапевт, токсиколог, травматолог... Им помогают 4 медсестры и 5 санитаров. Работают диагностические службы: эндоскопическая, ультразвуковая, изотопная лаборатории, компьютерная томография и т.д. Как театр начинается с вешалки, так и лечение начинается с постановки диагноза. При этом крайне важно поставить диагноз больному не только правильно, но и вовремя. От этого часто зависит жизнь пациента.

Сергей, работающий в приемном отделении уже не первый год, рассказал такой случай из своей практики. Больной поступил в бессознательном состоянии. Ехал в автобусе и отключился. Кто такой, чем болел, на что жалуется - неизвестно. Поставить диагноз, ориентируясь только на внешние симптомы, очень сложно - легко ошибиться. В таком случае вся надежда только на диагностические службы. Но и здесь случаются сбои. Не всегда симптомы четко характеризуют то или иное заболевание. Врачу очень важно знать, чем раньше болел человек. Ведь бывают хронические заболевания. Что ел, что пил, где и с кем проводил время. А тут ничего неизвестно. В результате диагноз смогли поставить только через 4 часа, но было уже слишком поздно...

10.30 утра. В холле приемного отделения появился молодой человек. Старые, явно не первой свежести джинсы, мятая расстегнутая рубашка, мешки под глазами... Признаки длительного запоя, что называется, на лице. Мимо проходит медсестра. Парень подбегает к ней и хватает за руку: "Мне плохо!" Сестричка просит его успокоиться. Но парень ее не слышит и успокаиваться явно не собирается. Порядок восстановил один из охранников. В приемном отделении несколько лет назад был создан пост охраны именно для разрешения подобных ситуаций. Раньше дебоширов приходилось успокаивать своими силами. И далеко не всегда удавалось без проблем восстановить порядок. Охранник, дежуривший в этот день, рассказал случай, когда навестить больного пришли несколько молодых людей в состоянии сильного алкогольного опьянения. Когда их отказались впустить, они, посчитав себя оскорбленными, бросились выяснять отношения. Тогда одному из врачей крепко досталось - сломали нос и несколько ребер. Пришлось вызывать милицию. Теперь в клинике постоянно дежурят несколько милиционеров.

Вообще, как выяснилось, персоналу больницы часто приходится сталкиваться с подобными ситуациями. Работники медицинских учреждений знают, что больные - народ капризный. А если к этому прибавить дурной характер или хорошую дозу алкоголя, то и до беды недалеко... По словам сотрудника охраны - очень симпатичной девушки с голубыми глазами, - чем интеллигентнее больной, тем меньше у него претензий. Если ему что-то надо узнать, он вежливо поинтересуется. А чем ниже статус человека - тем больше внимания он к себе требует, легче находит повод для скандала. Вероятно, прав был тот, кто придумал пословицу, что маленькая блоха больно кусается.

В больнице скорой помощи лечат практически всю экстренную патологию. Здесь есть 3 хирургических отделения, 2 - травматологии, 1 токсикологическое, ожоговое отделение, отделение острого гемодиализа, где лежат больные с острой почечной недостаточностью, городской центр желудочно-кишечных кровотечений и т.д. Больные поступают 24 часа в сутки 7 дней в неделю. К сожалению, как вынуждена констатировать заместитель главного врача по организационным методам работы Лариса Астапенко, каждый год число больных, обратившихся за помощью в БСМП, неуклонно увеличивается - в среднем на 2.000 человек ежегодно. Сколько это в процентном соотношении, считайте сами. Если в 1992 году за помощью обратились 41.547 человек, из них госпитализировано 25.382, то за прошлый год в БСМП обратились 64.316 человек и госпитализация понадобилась 33.598.

К слову замечу, что далеко не все из обращающихся за помощью действительно нуждаются в лечении. В среднем один из десяти вызовов "скорой" - ложный. Санитар одной из бригад скорой помощи, студент медицинского института, рассказал мне такой случай. Недавно их бригада поехала на вызов к старушке. Такие вызовы всегда чреваты. Сами понимаете, пожилые люди - старые болячки. И ничего тут не поделаешь. На дворе ночь. О настроении лучше не говорить. Каково же было их удивление, когда оказалось, что старушка, кстати здоровая, насколько это вообще возможно в ее возрасте, вызвала "скорую" не себе, а... своей кошке. Мяукающая бестия рожала! Бригада не бросила кошку с бабушкой - роды приняли, бабушку успокоили. "Боялись, как бы старушке действительно плохо не стало. Бедная, так переволновалась..."

Случаи бывают разные: курьезные и грустные, тяжелые и не очень... Просто есть такая профессия - людям помогать.

На снимке: заведующая приемным отделением Мария Котенева осматривает больного.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter