Вращение земли

Все имеет цену, тем более земля. Сколько стоит? Вопрос, интересующий сегодня многих...

Все имеет цену, тем более земля. Сколько стоит? Вопрос, интересующий сегодня многих. Почему? Под занавес минувшего года депутаты приняли Особенную часть Налогового кодекса и тем самым радикально изменили принцип уплаты земельного налога. Если раньше его брали в фиксированных суммах, единых для конкретного города, района, и корректировали повышающими или понижающими коэффициентами, то отныне величина платежа за землю напрямую зависит от ее стоимости. За первый квартал налог по–новому заплатили предприятия, 22 августа придет срок рассчитаться с государством садовым товариществам, а 15 ноября — и гражданам–землевладельцам. Есть недовольные нововведением.


Дороже земля (удобное место, газ, дороги, водопровод и канализация) — раскошеливайся. Эта железная логика подтверждена вековой практикой западных стран. Почему же применение международного опыта у нас вызвало нарекания? Сейчас жалобные письма в Совмин пишут директора предприятий. К лету, очевидно, активизируются садоводы, а по осени — и граждане–землевладельцы. В чем же дело? Может, передовые идеи как–то неправильно интерпретированы?


Аверс и реверс


«Вот же ответ!» — вряд ли воздержится от такого восклицания всякий здравомыслящий читатель, если я приведу некоторые факты, предоставленные инспекцией Министерства по налогам и сборам Минского района. Например, владелец усадьбы в Боровлянах под Минском (18 соток, кадастровая стоимость — 15 долларов за квадратный метр) осенью заплатит около 250 тысяч рублей земельного налога. Это в 10 раз больше, чем год назад. Тем более обидно, что такой же «латифундист» в бывшей деревне Цна, расположенной в городской черте, перечислит в бюджет менее 200 тысяч рублей. Хотя кадастровая цена его участка — около 73 долларов за квадратный метр. Ведь по логике если дороже участок, то и платить надо больше...


Давайте разбираться. И для начала вопрос: 20 тысяч рублей земельного налога за 20 соток в Боровлянах, в деревне, расположенной в нескольких километрах от Минской кольцевой дороги, — это адекватная сумма? Особенно если учесть, что землю здесь гражданам раздают бесплатно и на поселковый Совет ложится обязанность заасфальтировать дороги, провести свет, воду и канализацию, не считая ремонта и благоустройства того, что уже построено. Земельный налог прямиком идет в местный бюджет. Других доходов с тех пор, как затухли продажи участков на аукционах, у местной власти практически нет. А дел — невпроворот.


— Недавно я проезжал по деревне Тарасово, — рассуждает Михаил Рассолько, заместитель начальника главного управления Министерства по налогам и сборам. — Добротные, двух–трехэтажные дома. Ни одной полуразвалившейся хатки не увидел, а по дороге можно проехать разве что на тракторе. Это нормально? 200 тысяч рублей в год для владельца коттеджа стоимостью около 300 тысяч долларов — несмертельная сумма налога, а для сельсовета — реальная возможность развивать инфраструктуру населенного пункта и отремонтировать те же дороги. Это что касается величины налога на участки у Минской кольцевой дороги. Похожая ситуация может возникнуть и в пригороде Гродно, Гомеля, где земля достаточно дорогая, а ставки налога, как для сельской местности. Проблема решаема: у местных Советов есть право увеличивать, уменьшать (в 2 раза), а если есть такая необходимость, освобождать отдельных граждан от уплаты налога. Причем я вел бы речь не об уменьшении налога для пригородных деревень, а, наоборот, об увеличении его для городских усадеб. Ведь, согласитесь, жить в собственном доме с палисадником в городе — это роскошь, за которую рано или поздно придется платить.


Плюс? Минус!


В целом налоговое бремя для граждан не только не выросло, а еще и снизилось. Скажем, собственник 17 соток в Нарочском сельсовете Мядельского района (курортная, между прочим, зона) платил 4 с лишним тысячи рублей в год. По осени перечислит 1,6 тысячи. И таких примеров, оказывается, куда больше, чем обратных. «Несмотря на резкое увеличение земельного налога в пригороде Минска, по предварительным подсчетам, в целом по Минской области мы ожидаем снижения платежей, — констатирует Людмила Короневич, начальник управления налогообложения физических лиц инспекции Министерства по налогам и сборам по Минской области. — Хотя и в минувшем году суммы были невелики: один землевладелец платил в среднем 35 тысяч рублей за участок».


Впрочем, это обстоятельство объясняется тем, что последний раз оценка земель в 115 районах страны из 118 проводилась в 2004 году. То есть до начала активного роста стоимости недвижимости. С тех пор цены на квартиры и участки каждый год увеличивались в разы. А упали в 2009–м всего на 30 — 40 процентов. Думаю, с падением платежей за землю ситуацию будут активно исправлять. Тем более что по закону переоценку угодий положено делать раз в 5 лет.

Учимся считать


— Невозможно предусмотреть такие оптимальные ставки земельного налога, которые бы устроили всех, — дополняет коллег Лидия Цыбина, начальник главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам. На ее долю сейчас выпала незавидная участь: разбираться с жалобами предприятий, в основном из Минского района. Есть обоснованные. Ведь процентная ставка в сельской местности в 12 раз выше, чем в городе. А пригородная земля дороже городской максимум в 8 раз. Вот и получаются перекосы.


— Платежи за землю для некоторых субъектов хозяйствования действительно выросли в 2, 3, а то и в 30, 50 раз, — не отрицает Лидия Цыбина. — Однако анализ конкретных ситуаций, который мы провели, дает повод для размышлений.


Лидия Тимофеевна приводит два характерных примера. Промышленное предприятие жалуется: ставки земельного налога увеличились в нынешнем году в 108 раз даже после снижения их вдвое исполкомом. Катастрофа! Начали налоговики выяснять, в чем дело? Оказалось, что до сих пор предприятие платило за квадратный метр земли рядом с Минском всего 156 рублей налога. Это меньше, чем житель Боровлян, который с собственного участка имеет максимум яблоки с грушами да картошку с редиской для собственного пропитания. А тут целое промышленное предприятие, созданное исключительно для извлечения прибыли.


— Причем цены на его продукцию в минувшем году были в полтора раза выше, чем у конкурентов, работающих в Минске и отчислявших за каждый метр земли более 7 тысяч рублей налогов в бюджет, — продолжает Лидия Цыбина. — Есть организации, у которых несколько гектаров земли, а реально используются всего 5 — 6 процентов. При этом они тоже пишут жалобы: налог увеличился в 50 раз! Собственники должны задуматься об эффективном использовании земельных участков, тем более таких дорогих.


И все–таки у жалобщиков есть железный аргумент: правила игры по принципу «сегодня на завтра» не меняют.


— Если бы мы знали, что платежи за землю увеличатся в 56 раз, то, безусловно, подготовились бы заранее. Кстати, уже нашли выход. Проводим реструктуризацию и будем переходить на упрощенную систему налогообложения, при которой земельного налога нет, — недоволен Сергей Найдович, генеральный директор ЗАО «МАП ЗАО», инкубатора малого предпринимательства, расположенного в поселке Колодищи Минского района. — Но в этом году придется платить 170 миллионов рублей вместо прошлогодних 3 миллионов (у нас около 2 га земли). Пойдем на убытки, потому что увеличения арендной платы в 2 раза предприятия малого бизнеса, которые арендуют у нас площади, просто не выдержат. Это 1.200 рабочих мест.


Кроме того, по словам Жанны Тарасевич, директора Бизнес–союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского, сейчас налог для предприятий в центре Минска оказался в полтора раза ниже, чем в пригородных Колодищах или Ждановичах. И речь идет не о копеечных суммах.


Итак, аргументы сторон исчерпаны. Какие напрашиваются выводы? Безусловно, изменения налогового законодательства назрели и рано или поздно произошли бы. Беларусь — едва ли не единственная страна в СНГ, которая не считала налог на землю от ее стоимости. Суммы и ставки налогов — другой вопрос. При том, что в этом году поступление земельного налога ожидается меньше прошлогоднего, много недовольных. Плательщиков возмущают не только суммы, но и то, что изменения свалились вдруг, как снег на голову, без предупреждения, времени на раздумья и возможности как–то распорядиться подорожавшим имуществом. Причем процентные ставки начали считать от несовершенной, в большинстве случаев устаревшей базы оценочной стоимости земли. Между тем все это, твердят предприниматели, не добавляет привлекательности бизнес–климату в стране.


Почему не был проведен детальный анализ, как повлияют налоговые новшества на работу отдельных предприятий, не станет ли больше убыточных и надо ли спешить с новыми ставками в кризис, когда у производственников серьезные трудности с реализацией продукции? На эти вопросы теперь постфактум придется отвечать.


Кстати


От уплаты земельного налога освобождены:

участники Великой Отечественной войны и к ним приравненные граждане;

многодетные семьи;

инвалиды I и II группы, пенсионеры по возрасту, не имеющие совместно проживающих трудоспособных членов семьи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter