Биооружие как инструмент гибридной войны

Враг, который всегда готов напасть...

Биологическая безопасность как веление времени

В условиях утраты Соединенными Штатами статуса гегемона и формирования новых центров силы Вашингтон готов к любым действиям ради сохранения собственного политического веса. Осознавая, что прямое воздействие на противников не всегда эффективно либо крайне затратно, американский истеблишмент обратил пристальное внимание на гибридное противоборство, когда используются все возможные средства — от информационных до военных. Пандемия COVID-19, унесшая миллионы жизней и подорвавшая мировую экономику, заставила более пристально взглянуть на еще одну составляющую нашей безопасности — биологическую.

История вопроса

В Концепции национальной безопасности Беларуси, проект которой сейчас активно обсуждается в стране, биологическая безопасность определена как состояние защищенности населения, животных и растений, окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень биологического риска. Чем же обусловлена необходимость расширения сфер обеспечения национальной безопасности?
История знает немало примеров, связанных с угрозой применения или даже использованием биологического оружия.
Документально подтвержден факт раздачи британцами в 1763 году инфицированных оспой одеял коренным жителям Америки. В начале XX века американский писатель Джек Лондон опубликовал рассказ «Неслыханное нашествие», в котором призывал США объединиться с союзниками для ведения биологической войны против Китая, чтобы остановить его подъем. 

Подобные «идеи» с определенной периодичностью высказывались различными политическими деятелями и реализовывались на практике.
На протяжении ХХ века Великобритания, Германия, СССР, США, Япония и другие страны работали над бактериологическим оружием, добиваясь существенных результатов. Тем более что по критерию «эффективность — стоимость» данный вид поражения не имеет себе равных.
Результатом осознания опасности подобных экспериментов для человечества стала Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО), которая вступила в силу 26 марта 1975 года. Сегодня ее участниками являются 183 государства, включая США, обязавшиеся не разрабатывать, не производить и не накапливать биологическое оружие.

Загадочный вирус

Несмотря на это, в течение десятилетий биологическая сфера остается приоритетом для США и его военного ведомства. Большинство программ в этой области выполняются через систему грантов гражданскими научно-исследовательскими центрами.  
Профессор Ральф Барик из Университета Северной Каролины был первым, кто синтезировал коронавирус в 2002 году. А в 2015‑м создал гибридный вирус на базе SARS и SHC014 (носитель — летучие мыши), способный быстро реплицироваться в клетках легких человека.
С 2009 года агентство USAID реализует программу «Предикт» в целях сбора и изучения разновидностей коронавируса у летучих мышей по всему миру, включая Грузию, Украину и Казахстан. Ее исполнителем является компания-подрядчик «Метабиота», связанная с Демократической партией США и сыном Дж. Байдена Хантером.

Активным участником программы аналитики называют институт Джонса Хопкинса в Балтиморе, на базе которого накануне пандемии COVID-19 американские военные биологи провели учения «Ивент-201» по противодействию распространению неизвестного штамма коронавируса. Еще более интересным является то, что филиалы этой организации находятся в Италии и Китае, где случаи биологических заражений стали мировыми сенсациями.

На Апеннинах в 2020 году были обнародованы факты наличия в пробах крови итальянцев антител против штамма коронавируса, взятых в июле 2019 года, что свидетельствует о появлении болезни за год до пандемии. В связи с этим весьма неубедительными выглядят обвинения со стороны США в адрес Китая о причастности к инициации пандемии в Ухане. До сих пор не определен виновник пандемии, а большинство исследователей заявляют, что «нельзя исключить ни одну из версий происхождения вируса».

Кто заказывает «музыку»

Большой объем информации для анализа и размышлений дала специальная военная операция России в Украине, в ходе которой были получены сведения о реализации биологических проектов США.  

Согласно обнародованным данным, сегодня Пентагон располагает 330 биолабораториями в различных уголках мира, финансируемыми военным агентством DTRA в рамках программы с ежегодным бюджетом 2,1 млрд долларов. 46 исследовательских объектов находятся на территории Украины и около 30 функционируют до сих пор.

Общее руководство исследованиями украинского сегмента осуществляет научно-технический центр со штаб-квартирой в Киеве, возглавляемый американским гражданином Кертисом Белаячем. Организация имеет региональные представительства в Баку, Кишиневе, Тбилиси, Харькове и Львове, а основной вид ее деятельности — распределение грантов для проведения исследований в области биологического оружия по заказам Пентагона.

Согласно имеющейся информации, с 2014 по 2022 год было реализовано более 500 научных проектов, среди которых «Развитие технологий для моделирования, оценки и прогноза влияния конфликтов и угроз распространения ОМП», «Передача украинских технологий производства сложных материалов двойного назначения в Европейский союз».  
Под столь обыденными названиями была завуалирована работа с возбудителями чумы, холеры, туляремии, брюшного тифа, «птичьего гриппа», африканской чумы свиней, на которую американское военное ведомство выделило более 350 млн долларов.
Примечательно, что в ряде украинских лабораторий устанавливался режим абсолютной секретности, исключающий информирование Украины и задействование местных специалистов. При этом в качестве подопытных привлекались граждане страны пребывания и изучалось воздействие различных опасных инфекционных возбудителей. Без какой-либо огласки прошли локальные вспышки заболеваний в Тернополе (2009 г.), Харькове (2016 г.), Николаеве (2015, 2017 гг.), Запорожье (2017 г.). А это атипичная пневмония, «свиной грипп», холера, ботулизм и сотни умерших украинцев. Кроме того, на протяжении многих лет компания «Лабиринт Украина», являющаяся подразделением военной «Лабиринт глобал хэлз», вела работы над генетическим модифицированием коронавирусов.

Особый интерес вызывает полученная в ходе СВО информация о факте передачи более тысячи образцов сыворотки крови жителей из различных областей Украины, относящихся исключительно к славянскому этносу, в германский Институт тропической медицины имени Бернхарда Нохта (г. Гамбург). Можно предположить, что это очередной шаг Вашингтона по достижению генеральной цели — созданию биоагентов, способных избирательно поражать различные этнические группы населения.

Мечта немецких фашистов, японских милитаристов и английских джентльменов не дает покоя современным «демократизаторам» — создать средство для этнического геноцида, решить глобальную проблему сохранения собственного доминирования минимальными затратами, избежав задействования ядерного оружия.

Для этого используется весь имеющийся в распоряжении США научный потенциал. Ведь Вашингтон до сих пор не ратифицировал протокол к КБТО (2001 г.), предусматривающий взаимный контроль в данной области. Биологические разработки остаются серой зоной потенциальной опасности и основой многомиллиардного бизнеса.

Угроза глобального масштаба

По оценке ООН, из-за COVID-19 мировая экономика сократилась на 4,3 процента, что более чем в 2,5 раза больше, чем во время финансового кризиса 2009‑го. На 31 мая 2022 года число официально зарегистрированных жертв пандемии в мире составило 6,9 млн, а количество погибших от последствий — в несколько раз больше. От 115 до 125 млн жителей Земли оказались за чертой бедности. Это только самые общие показатели двух лет пандемии COVID-19, однако они сопоставимы с результатами мировой войны.

Не вызывает сомнения, что угроза подобного масштаба требует самого пристального внимания и выработки механизмов противодействия ей. Тем более что COVID-19 — не первый случай биологической катастрофы. За последние 20 лет мир пережил пандемии ТОРС (2003 г.), «свиного гриппа» H1N1 (2009 г.), лихорадки Эбола в Западной Африке (2014 — 2016 гг.) и Денге, другие локальные напасти.
По числу жертв и ареалу распространения COVID-19 существенно превосходит предшественников. По характеру протекания и последствиям он очень напоминает «пробу пера» или крупномасштабный эксперимент по использованию биологического оружия для решения геополитических задач.
Искусственную природу этого процесса косвенно подтверждает чрезвычайно высокая скорость мутации, адаптивность и изменчивость свойств вируса, что нехарактерно для природных штаммов патогенов. 

Это, по мнению специалистов, указывает на их глубокую модернизацию и целенаправленную подпитку пандемии за счет вброса новых вариаций вируса.

По сути, речь может идти о гибридной войне, средством ведения которой избраны биологические патогены, а целью — ослабление экономических и политических конкурентов в мире. По каким-то причинам, возможно в результате ошибки моделирования, COVID-19 не ограничился территорией Китая, а распространился на весь мир (включая США). Под ударом оказался не только стратегический противник, но и оперирующая сторона.

Подобная гипотеза будет подтверждена или опровергнута только временем, однако элементы целенаправленного воздействия имеют ярко выраженные признаки. Результаты пандемии COVID-19, активная работа ведущих государств мира над биологическими программами, приближение данной угрозы к границам Беларуси обусловливают целесообразность расширения области обеспечения безопасности и закрепления этих положений в Концепции национальной безопасности страны.  
Древний принцип «Хочешь мира — готовься к войне» остается актуальным сегодня, даже если это война биологическая и ведется чужими руками без официального объявления.
Не добавляет оптимизма и апрельский прогноз 2023 года американского информационного агентства Bloomberg, согласно которому «вероятность возникновения в следующем десятилетии пандемии, столь же смертоносной, как COVID-19, составляет 27,5 процента».
Хотелось бы более подробно ознакомиться с материалами, на базе которых делаются подобные выводы, однако одним из таковых, видимо, является итоговый доклад «НАТО-2030: совместно в новую эру», существенное место в котором уделено «развитию искусственного интеллекта, квантовых и биотехнологий».
Николай БУЗИН, доктор военных наук, профессор.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter