Врачи без границ?

Женщина лежала на мокрой траве в каких-то десяти метрах от железнодорожных путей на пригородной станции Ратомка.
Женщина лежала на мокрой траве в каких-то десяти метрах от железнодорожных путей на пригородной станции Ратомка. Уже смеркалось, и шел холодный октябрьский дождь. В электричке ей стало плохо. Выйдя из вагона, она упала. Два человека делали ей искусственное дыхание. Делали профессионально. Но лежащая практически не подавала признаков жизни. Хотя сердце билось. Кто-то пошел на станцию и вызвал "скорую помощь". Двое ребят побежали в участковую больницу, которая находится метрах в двухстах от станции. Пришли две медсестры, померили давление и пульс. Дали понюхать нашатырь. Собравшиеся люди просили сделать что-нибудь более действенное, наконец, тот же укол. Медсестры отказались. Без врача они не имели права самостоятельно принимать решения. Если больной станет хуже, им грозит уголовная ответственность. А врачей в тот не совсем поздний час в маленькой больнице уже не было.

Давление у женщины падало, пульс слабел. Шел мелкий дождь. Капли воды блестели в ее волосах, отражая свет станционных фонарей. Когда "скорая помощь" приехала, врачу не оставалось ничего другого, как констатировать смерть и позвонить в милицию...

Я стал случайным свидетелем этого трагического происшествия. Умершую увезли. И станция опять зажила своей железнодорожной жизнью. То и дело тут останавливались электрички. Проносились мимо скорые поезда и товарняки... А мог ли быть другой исход? Имела ли хоть маленький шанс выжить тридцатилетняя женщина, которая, как выяснилось потом, страдала серьезной болезнью?

По данным станции скорой помощи Минского района, бригада выехала буквально через две-три минуты после звонка и была на месте происшествия через 38 минут. Дорога от Боровлян, где находится станция, до Ратомки неблизкая и нелегкая. Сначала нужно объехать по кольцевой полстолицы, потом, повернув в Ждановичах, проехать еще с десяток километров по дороге, которая уже много месяцев ремонтируется и потому малопригодна для движения транспорта. В итоге "скорая помощь" опоздала. Не по своей вине, конечно. А в силу объективных обстоятельств. Роковую роль сыграли расстояние в четыре десятка километров, темное время суток, ремонт дороги.

Об этом мы разговаривали с главным врачом станции скорой помощи Минского района Людмилой Муравьевой. По ее мнению, станция неплохо оснащена автотранспортом, есть все необходимые приборы и медикаменты. Правда, немного не хватает дежурных бригад. По нормам одна бригада должна обслуживать 12,5 тысячи населения. У них одна бригада приходится на 14 тысяч человек. Однако все вызовы, примерно 2,5 тысячи в месяц, обслуживаются в пределах норм.

Есть одна трудность. Минский район достаточно специфичен. Он окаймляет огромный город, и поэтому в отдельных случаях приходится проезжать до 70 - 80 километров, чтобы попасть к больному. Если минские станции оснащены достаточно скоростными автомобилями, то "районщики" ездят на тихоходных УАЗах. Это объясняется тем, что в некоторые населенные пункты Минского района "Газель" просто не может проехать из-за дорожных условий, особенно осенью и весной.

Однако возникает, может быть, не совсем профессиональный вопрос. Если человек на волоске от смерти, почему бы не послать к нему "скорую", например, из Минска или другого близлежащего населенного пункта?

От Ратомки до Заславля меньше пяти километров. "Скорая" из этого города могла бы прибыть в считанные минуты. Однако главврач городской больницы Людмила Шарай пояснила, что Ратомка не их территория. Расположенные рядом Зеленое и Крыжовка - их зона ответственности. За Ратомку же отвечает Минский район. Заславская станция скорой помощи обслуживает еще часть Молодечненского и Воложинского районов. А также многочисленные дачи.

Могла ли примчаться карета скорой помощи из Минска? Это раза в три ближе, чем из Боровлян. Нет, не могла, поясняет заместитель главврача Минской станции скорой помощи Елена Белоусова. Зона ответственности Минской станции заканчивается в Ждановичах, которые, кстати, также в пяти-шести километрах от Ратомки. Кроме того, в самом Минске в сутки бывает 1.700 - 1.800 вызовов. Работают 126 бригад. Норматив тот же, что в Минском районе, - одна бригада на 12,5 тысячи населения. Реально - на 13 тысяч. Но зато расстояния гораздо меньше. Значит, выше и оперативность. Необходимо создать еще несколько бригад, но негде их расположить, нет подходящих помещений.

Выяснял у пожарных и в милиции, так ли строго соблюдается у них территориальный принцип? Если нужно, если того требуют обстоятельства, работаем в любом месте, приходим друг другу на помощь, был ответ.

Специалисты скорой помощи рассказали мне, что несколько лет назад был проект присоединения Минской районной станции к городу. По их мнению, это позволило бы повысить оперативность при обслуживании срочных вызовов. Однако проект приказал долго жить. Принцип территориальности остался незыблемым. Среди медработников даже ходит горькая шутка: если больной упал с сердечным приступом "на границе", спасать его будет та "скорая", на территории которой оказалась его голова.

Словом, не повезло Татьяне, так звали умершую молодую женщину. Болезнь свалила ее в совсем неудобном для службы скорой помощи месте. Если бы ее специалисты приехали раньше, может быть, все обернулось бы по-другому? 38 минут, пока мчалась к ней "скорая", оказались роковыми...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter