Врач-психотерапевт рассказала, почему культ успеваемости провоцирует детские неврозы

Иногда детские неврозы, которые затем перерастают во взрослые, развиваются под напором родительской «культуры достижений»: сызмальства от ребенка требуют каких-то свершений, успехов, при этом обесценивая то, что важно именно для него, а не для взрослых, говорит врач-психотерапевт Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии Надежда Меджинян:

Фото pixabay

Вспомните книгу «Как я был вундеркиндом»: родители хотят, чтобы дети научились справляться с конкуренцией, стали первыми – на конкурсе рисунков в детском саду, на школьной олимпиаде по математике, в плавании, танцах и компьютерном программировании.

Быть лидером – именно этого требует от нас современное общество. Культ успеваемости приводит к тому, что на ребенка возлагается слишком ответственная миссия: искупить неудачи родителей и заняться реализацией целей, которых они сами не смогли достичь. Увы, такой нарциссический подход мам и пап заведет в тупик: жизнь сообразно желаниям родителей блокирует рост желаний самих детей, вся энергия которых уходит только на то, чтобы соответствовать и не разочаровать. Это чревато нервными срывами, подростковыми бунтами, пристрастием к алкоголю и наркотикам.

Необходимо грамотно дозировать интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Нередко невроз развивается из-за ее несоответствия реальным возможностям ребенка.

Надо учиться грамотному общению. В идеале оптимален наставнический, партнерский стиль отношений. Только нужно помнить, что партнерство – синоним взаимоуважения, а никак не вседозволенности. Важно уметь не только слушать, но и слышать сына или дочь, помогать им в самопознании. Чуткость и отзывчивость творят чудеса.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter