Вплоть до конфискации транспортного средства

Каким должен быть подход к таксистам-нелегалам и наркоторговцам?

В Хозяйственном суде города Минска регулярно проходят семинары по темам, которые выдвигает на первый план сама жизнь. На очередном, что прошел недавно, рассматривались два вопроса. Первый: административные правонарушения, связанные с незаконной предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров автомобилями-такси без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии). Второй касался мер ответственности за розничную торговлю наркосодержащим сырьем (семена мака и растворитель). В обоих случаях речь шла, с одной стороны, о защите прав граждан от административного произвола, с другой — об усилении ответственности за административные нарушения такого рода.

Каким должен быть подход к таксистам-нелегалам?

Председатель Хозяйственного суда города Минска Игорь Жданович, выступая перед участниками семинара, отметил, что представители организаций, занимающихся транспортным обслуживанием граждан, в последнее время жестко ставят вопрос: почему нелегалы-таксисты не дают им возможности нормально работать? Этот вопрос в той или иной интерпретации звучал и на IV Всебелорусском народном собрании, делегатом которого являлся Игорь Николаевич. Что послужило импульсом к усилению работы в этом направлении как среди судей, так и контролирующих органов. При этом общей задачей является не привлечение как можно большего числа таксистов-нелегалов к административной ответственности, а искоренение их незаконной деятельности.

Хозяйственным судом города Минска в минувшем году рассмотрено 43 дела об административных правонарушениях в отношении лиц, осуществляющих перевозки пассажиров автомобилями-такси без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии). Эта ответственность определяется частью 1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Руководством суда постоянно проводится работа по анализу дел об административных правонарушениях, в том числе и по этой категории. Лично Игорем Ждановичем проведено рабочее совещание с судьями, рассматривающими дела об административных правонарушениях. На нем даны указания по усилению мер ответственности за совершенные правонарушения данной категории, исходя из объективной оценки всех обстоятельств дела.

В ходе недавнего семинара, в котором приняли участие и представители налоговых инспекций, органов внутренних дел, транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, заместитель председателя суда Сергей Кулаковский и судьи Тамара Лапотко, Александр Карамышев, Андрей Плотников подняли ряд аспектов, касающихся оценки деятельности таксистов-нелегалов. При этом подчеркивалось, что в протоколе об административном правонарушении — основном документе, который составляют контролирующие органы, — должны быть указаны обстоятельства как отягчающие, так и смягчающие ответственность правонарушителя. К сожалению, информация, представляемая в суд контролирующими органами, не всегда бывает верной. Например, в качестве отягчающего обстоятельства порой называется предупреждение, которое делалось до этого, что неправильно. Между тем все эти моменты очень важны, так как подчас встает вопрос и о конфискации транспортного средства, с помощью которого осуществлялась незаконная перевозка пассажиров.

Судьям при рассмотрении административного дела очень важно знать имущественное положение лица, привлекаемого к ответственности. В направляемых в суд материалах должны содержаться ответы и на такие вопросы: кому принадлежит транспортное средство, посредством которого совершались нарушения, — главе многодетного семейства, у которого машина является единственным источником дохода, или владельцу многочисленной собственности? При определении меры наказания должны приниматься во внимание все обстоятельства дела, как-то: личность привлекаемого к ответственности физического лица; совершил ли этот человек правонарушение повторно; место осуществления незаконной деятельности. При этом в протоколе об административном правонарушении должны указываться более подробные сведения о таксисте-нелегале, совершившем правонарушение, его материальное положение, место работы, наличие на иждивении иных лиц и др.

В ходе семинара подчеркивалось, что конфискация предметов, орудий и средств совершения административного правонарушения (в данном случае автотранспорта) является крайней мерой ответственности. Административное взыскание применяется в целях воспитания таксиста-нелегала, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как им самим, так и другими.

При проведении контрольных мероприятий, высказали пожелание организаторы семинара, особое внимание следует уделять тем лицам, которые осуществляют перевозки пассажиров автомобилями-такси без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии) из определенных мест, каковыми являются вокзалы, аэропорты, иные стоянки. Пока же протоколов об административных правонарушениях в отношении таких лиц, осуществлявших перевозки пассажиров автомобилями-такси без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии) из определенных мест, составляется крайне мало. Лица, осуществляющие перевозку пассажиров с вокзалов, к ответственности почти не привлекаются.

Новый способ борьбы с наркоторговлей

Месяц назад в Хозяйственном суде города Минска случился такой примечательный прецедент. Впервые в отношении продавца мака вынесено достаточно суровое постановление по делу об административном правонарушении. Согласно ему правонарушитель подвергнут не только штрафу, но и конфискации всего изъятого наркотического сырья, основных компонентов при изготовлении опия — семян мака и растворителя. Кроме этого, согласно постановлению суда у правонарушителя конфисковали средство административного правонарушения — автомобиль, с помощью которого осуществлялась перевозка данного товара. Причем несмотря на то, что автомобиль принадлежал иному лицу.

Хозяйственный суд города Минска, решая вопрос о применении дополнительного административного взыскания в отношении средства правонарушения — автомобиля, естественно, не порол отсебятину. Он исходил в первую очередь из того, что изъятое автотранспортное средство активно использовалось для незаконной предпринимательской деятельности, поскольку правонарушитель поставлял товар покупателям в разные места города.

Думается, такая мера может стать действенным способом профилактики и предотвращения подобных правонарушений в дальнейшем. Хозяйственным судом города Минска рассмотрено уже пять дел об административном правонарушении данной категории, по которым конфисковано в доход государства 5 автотранспортных средств. Этот же суд конкретными делами ответил на призыв ужесточить ответственность к тем, кто занимается распространением и розничной торговлей так называемых курительных смесей.

Но одного этого, подчеркивалось на семинаре, недостаточно для результативной борьбы с распространением наркотиков, в том числе и опия. Опий, как известно, легкодоступное, достаточно дешевое и особо опасное наркотическое средство. Сложностей с привлечением к ответственности тех, кто занимается розничной торговлей маком, возникает немало. Поэтому не случайно такие административные дела рассматривают наиболее квалифицированные и опытные судьи. Но порой и они оказываются бессильными. Особенно если с нарушениями и упущениями производится контрольная закупка мака, а в административном протоколе не содержатся важные сведения, имеющие большое значение при рассмотрении дела, и т.д. Подчас возникают и проблемы, которые судьи и сотрудники управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ГУВД Мингорисполкома не в состоянии решить сами. Поэтому на семинаре было решено подключить к решению таких проблем соответствующие государственные органы, подготовив в их адрес аргументированное обращение.

На снимке: свои аргументы приводит председатель этого суда Игорь ЖДАНОВИЧ.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter