Пандемия коронавируса вынудила наших пловцов ломать подготовку и искать новые возможности для тренировок

Вплавь до Токио

На улице зима, до Олимпиады, старт которой намечен на конец июля, пока далеко, но у тех, кто планирует там участвовать и даже на что-то претендовать, горячая пора уже сейчас. Белорусские пловцы в минувшем году наглядно показали, что статистами в Токио точно быть не собираются. В качестве аргументов привели несколько рекордов, в том числе высшее мировое достижение на дистанции 100 метров брассом Ильи Шимановича и юниорский рекорд мира на аналогичной дистанции баттерфляем Анастасии Шкурдай. Но на календаре уже 2021-й, в котором цифры нужно будет подтверждать.

Если все пройдет хорошо, белорусы намерены в будущем готовиться в горах.

Дышим глубже

В календаре Международной федерации плавания на ближайшие месяцы — пустота. Активность намечается лишь у ватерполистов и синхронисток. Пловцам предлагают ждать. Они, конечно, не собираются просто сидеть на бортике бассейна, но найти подходящую воду, как оказалось, в нынешних реалиях также непросто. С особенностями подготовки в эпоху COVID-19 в полной мере столкнулся обладатель мирового рекорда на дистанции 100 метров брассом и главный претендент на медаль предстоящей Олимпиады Илья Шиманович. Это время года для представителей циклических видов спорта — период закладки фундамента будущих побед. Но основа, по словам тренера спортсмена Елены Малюско, может пойти трещинами:

— Сейчас мы в Бресте. Заехали сюда на сбор 11 января и будем до конца месяца. После этого планировали лететь на Тенерифе. Там открытая вода, гидроканал, хорошая компания соперников. Увы, из-за невозможности получения визы теперь наша подготовка полностью ломается. 

Елене Малюско и Илье Шимановичу придется действовать по обстоятельствам.

На фотографиях Анастасии Шкурдай и ее тренера Ольги Ясенович — снег и горы. Цахкадзор, Армения. Место, исхоженное и избеганное многими поколениями лыжников, легкоатлетов, волейболистов и представителей всех остальных видов спорта. Правда, как отмечает Ольга Ясенович, радоваться пейзажам мешает отсутствие понимания перспектив:

— У большинства спортсменов сборной Беларуси шенгенские визы закончились, а получить новые теперь очень сложно из-за коронавируса. У нас также предусматривался сбор на Тенерифе, но попасть туда мы не смогли. Решили ехать в Цахкадзор. Я давно хотела попробовать тренировки в горах, много наслышана об этой базе, работа на которой хорошо влияет на уровень гемоглобина и выработку тестостерона. Мы много гуляем по горам, бегаем на лыжах, дышим свежим воздухом. Кроме моих ребят и группы Игоря Макеева, в Цахкадзоре сейчас лишь сборная Украины. Условия для тренировок вполне комфортные, хотя после нашего отъезда сюда планирует приехать российская команда — около сотни человек. С нами здесь специалисты-биохимики, которые постоянно отслеживают состояние ребят. После возвращения в Минск пройдем полное обследование, чтобы оценить влияние гор на организм спортсменов. Если все сложится хорошо, будем приезжать сюда и в будущем. 

Игорь Бокий, Евгений Цуркин, Алина Змушко, Руслан Скоморошко, Иван Адамчук и Анастасия Шкурдай готовятся к олимпийскому сезону в Цахкадзоре.

Заплыв на месте

О том, как эксперименты с базами, высотой над уровнем моря и условиями подготовки могут сказаться на результатах и судьбе целой команды, мог бы много рассказать прежний главный тренер сборной Дмитрий Манцевич. Ему в 2015 году, к слову, менять привычную локацию также пришлось вынужденно. Но даже с его опытом рассчитать точные сроки выхода на пик формы оказалось проблематично. Разбежка получилась всего в несколько дней, но они, считай, стоили сборной Олимпиады в Рио. Неудивительно, что в новой реальности Малюско и спортсмены чувствуют себя слишком неуютно. Елена Малюско пояснила ситуацию: 

— Не берусь комментировать решения других тренеров, хотя в нашем случае считаю смену места подготовки в преддверии Олимпиады рискованной. Вариант с Цахкадзором я изначально не предполагала. Теперь же с 7 февраля с большой долей вероятности мы вновь поедем в Брест. Как все это скажется на нашей подготовке, не могу сказать. Аэробную выносливость лучше всего нарабатывать на открытом воздухе, чтобы снизить гипоксические нагрузки. Это было учтено, расписано по выверенным срокам, за определенное количество дней до главных стартов, исходя из особенностей организма спортсмена. Теперь же придется придумывать все заново. Есть шанс попасть на открытую воду в марте. Это поздновато, всего за месяц до чемпионата Беларуси. К тому же из-за того, что базу в Турции мы не бронировали заранее, пришлось вклиниваться между ведущими мировыми сборными. Тогда как все основные соперники могут беспрепятственно ездить на те базы, где они привыкли работать, соревнуются там с сильными соперниками, ведут полноценную подготовку. Но вариантов у нас, увы, немного.

Нет ясности и с международным календарем. От планов принять участие в соревнованиях в Латвии пришлось отказаться. Международная лига плавания должна стартовать лишь в сентябре. Есть какая-то определенность только с юношеским чемпионатом Европы, но и тот перенесли в Хорватию на июль. В апреле — чемпионат Беларуси, в мае (пока не отменен) — Европы. Впрочем, главная и единственная цель сейчас — Игры. Хотя и с ними в нынешней эпидемиологической ситуации вопрос пока можно считать открытым.

komashko@sb.by

Фото из открытых источников.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter