Беларусь - лидер в агротуризме

Впечатления прилагаются

Несмотря на все кривотолки и рассуждения, что скрывается под вывеской агротуризма и тот ли он, за кого себя выдает, отдых в наших селах славится. Шикарная новость, которая уж точно добавит ему очков: в рейтинге National Geographic Traveler Awards–2016 с результатом в 24 процента голосов агротуризм по–белорусски — первый. Позади признанные лидеры. Италия и Франция, Россия и Грузия. Можно твердить, что конкурс проводился на российской версии портала, а голосует в нем в основном русскоязычная публика, но этот факт отнюдь не лишнее доказательство, что изюминка страны — именно в национальном колорите. Да и кто станет спорить, что основной поток гостей — это россияне?


Конечно, словами «сельский туризм» нынче никого не удивишь ни в нашей стране, ни за ее пределами. Цифры это подтверждают. Услугами 2.263 агроусадеб в прошлом году воспользовались почти 300 тысяч туристов. Золото мы, впрочем, взяли не количеством, а качеством. Гостей в глубинке предпочитают встречать по неким хоть и неписаным, но довольно традиционным канонам. Однако речь сейчас не о хлебе–соли, чарке–шкварке и народном ансамбле для антуража (как уж без них!). Рыбалка и байдарки. Катание на лошадях и велопрогулки по лесу. Купание в озере и баня. Импровизированные музеи старинной деревенской утвари и кулинарные мастер–классы. Молоко из–под коровки и сеновал. Первачок и драники. Экскурсии по ближайшим историко–культурным достопримечательностям и свой собственный «контактный зоопарк»... Это основные ингредиенты стандартного рецепта хорошего деревенского отдыха. Неплохой вариант для тех, кому нужно перевести дух и кто не имеет возможности поехать куда–то далеко. А поскольку туризм в классическом варианте еще и очередное приключение, шанс получить свежие впечатления, в выигрыше остаются владельцы агроусадеб, которые не боятся импровизаций и идут дальше традиций радушия и гостеприимства. В первую очередь те, кто сделал акцент на креатив, белорусскую аутентичность и традиции. Кто в свои туристические блюда добавляет особые приправы, выгодно выделяющие нашу страну на общем фоне. Их бы лица — да на билборды и в имиджевые краеведческие ролики...

Хотя именно люди, понял я, общаясь с председателем Белорусской общественной организации «Отдых в деревне» Валерией Клицуновой, должны были стать, по мнению скептиков, главным тормозом на пути в счастливое агротуристическое будущее. 15 лет назад, когда село только–только планировало профессионально встречать гостей, в них мало кто верил. Твердили: не предприимчив, мол, наш народ. И в оценках прогадали. Энтузиастов, которые смогли сделать по–настоящему уникальными не только собственные агроусадьбы, но и весь наш сельский туризм, оказалось множество. Их имена Валерия Клицунова может перечислять долго. Скажем, Алесь Лось из Воложинского района, который мастерит самобытные музыкальные инструменты, тем самым наглядно рассказывая своим гостям историю белорусской музыки. Или Алесь Белый — один из главных знатоков национальной кухни, собравший не один десяток старинных рецептов. К нему в агроусадьбу, к слову, едут за фирменными колдунами графа Тышкевича. Или Василий Шакун, знающий все пути–дорожки в первозданном лесу Налибокской пущи. Василий Гринь, организующий сплавы по узким и быстрым речкам на байдарках. Можно сказать, это проводники в мир мало где сохранившейся на западных просторах нетронутой природы, куда так редко ступает нога человека. Или Нина Гловацкая из Кобринского района, собравшая колоссальную коллекцию старинных полесских костюмов и проводящая колоритные свадьбы в национальном стиле. Ведь и нематериальное наследие — тоже наше всё. А вот в США, к примеру, с ним ассоциируется разве что индейская культура, а на большой части Европы оно сохранилось лишь в рафинированном виде, традиции и обряды давно поглотила цивилизация...

Хотя гордиться нынче мы можем не агротуризмом единым. Еще и санаториями. Беларусь недавно также вошла в топ–5 стран для оздоровительного отдыха. Лучшим в этой номинации стал Израиль с его уникальными природными условиями и богатыми традициями. Мы же только создаем свои: всего лет 10, как наши здравницы начали учиться сами зарабатывать и себя продвигать. Как видим, получается неплохо.

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 230 (25112). Среда, 30 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter