Возвышенное и земное

Редкое везение выпало — отобедать в трапезной Спасо–Евфросиниевского монастыря. Так не совсем обычно началось выездное заседание научно–методической рады (НМР) по вопросам охраны историко–культурного наследия Министерства культуры...
Редкое везение выпало — отобедать в трапезной Спасо–Евфросиниевского монастыря. Так не совсем обычно началось выездное заседание научно–методической рады (НМР) по вопросам охраны историко–культурного наследия Министерства культуры. Проходило оно на территории полоцкой обители и посвящено было «памятнику архитектуры и культуры номер один в нашей стране», как единодушно констатировали все члены НМР, — Спасо–Преображенской церкви XII века. Столь пристальное внимание понятно.

— В начале июня будущего года состоится историческое событие, — говорит архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. — Здесь будет установлена серебряная рака с мощами преподобной Евфросинии Полоцкой. Ожидается, что на празднование прибудут Президент, митрополит Филарет и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Вот уже 15 лет в Спасо–Преображенской церкви идет реставрация фресок: сейчас открыто около трети всей живописи XII века. На территории нашей страны нигде в подобном объеме живопись этого периода не сохранилась. Реставратору высшей категории Владимиру Рокицкому, который руководит работами по раскрытию, расслоению и консервации живописи, приходится работать в невероятных условиях: в скуфье (верхней части купола) фрески были спрятаны под 2–сантиметровым слоем штукатурки. Кроме того, доступ воздуха туда ограничен. Вот и представьте, в каких условиях работать приходится.

Так или иначе, но к дню, когда будет установлена рака, леса должны быть сняты. Сейчас рассматривается вопрос привлечения российских мастеров. В храме — три полноценных слоя фресковой живописи. Первый, самый нижний и самый драгоценный, — живопись XII века. Второй — запись 1830–х годов, третий, наиболее яркий, — масляная живопись 1850–х годов. Они во многом и сохранили древнюю живопись. И мы не можем ими пожертвовать — обязаны сохранить. Реставраторы расслаивают живопись и переносят вначале на пленку, а после на холсты.

Недавно в Спасо–Преображенском храме побывал Премьер–министр Сергей Сидорский. Среди прочих вопросов обсуждалась и возможность создания музея реставрации Спасо–Преображенской церкви.

— Такая практика существует во всем мире, — поясняет профессор Надежда Высоцкая, — создавать музеи истории реставрации наиболее значимых для страны объектов. Создаются макеты реставрируемых зданий, куда и переносится более поздняя, снятая живопись.

...В крестообразной келье Евфросинии на одной из фресок изображена она сама, а в руке — Спасо–Преображенский храм. Он несколько отличается от того, к которому мы привыкли. Крыша была надстроена позже, в XIX веке. Но под ней сохранились закомары, по которым когда–нибудь можно будет восстановить храм в том виде, в каком он был создан мастером Иоанном.

На нынешнем заседании НМР в Спасо–Евфросиниевском монастыре дискутировали особенно жарко. У храма слишком большая и сложная история, все следы которой необходимо сохранить. Кроме того, несмотря на историческую и культурную ценность, Спасо–Преображенская церковь остается действующим храмом, куда тянется нескончаемый поток паломников.

— Вопрос крайне важный для нашего наследия, — сказал председатель рады, заместитель министра культуры Владимир Гридюшко. — Мы должны быть очень осторожны, помнить, наша задача в первую очередь не навредить. Проект реконструкции самого здания специалисты рады одобрили. Пока новое раскрытие фресок XII века будет приостановлено — необходимо сохранить то, что уже раскрыто, расчистить живопись XIX века, уделить внимание интерьеру, столярным изделиям, полам, электрике. Ведь после того, как здесь установят серебряную раку, реставрационные работы можно будет продолжить, а вот к этим вернуться будет уже сложно.

Когда прощались с настоятельницей монастыря, гостеприимной матушкой Евдокией, все говорили ей: «До встречи...»

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter