Возвращенная земля. Беларусь переживает очередную волну мелиорации.

В свое время масштабное осушение болот для белорусов было таким же важным, как для всего СССР – освоение целины. Однако в первые постсоветские годы мелиоративное хозяйство из-за безденежья стало приходить в упадок. Мелиорация стала нуждаться в реанимации. И вот наступило время, когда планируется не только реконструировать действующие объекты, но и облагородить новые земли.

В свое время масштабное осушение болот для белорусов было таким же важным, как для всего СССР – освоение целины. Однако в первые постсоветские годы мелиоративное хозяйство из-за безденежья стало приходить в упадок. Мелиорация стала нуждаться в реанимации. И вот наступило время, когда планируется не только реконструировать действующие объекты, но и облагородить новые земли.

До проведения мелиорации в Беларуси более 8 млн гектаров земель, или около 40 процентов всей территории, были заболоченными и избыточно увлажненными, причем 2,9 млн гектаров занимали чистые болота. На  юге страны, в Полесье, заболоченность была еще выше.  В Гомельской области заболоченными и непригодными для земледелия были 63 процента территории, в Брестской – 60, при этом в отдельных районах она и вовсе достигала 70–80 процентов. Поэтому доля сельхозугодий была незначительной, причем во многих районах, особенно в Полесье, сухие земли были песчаными и  низкоплодородными.
К началу широкомасштабной мелиорации, которая стартовала в середине 60-х годов, было мелиорировано не более 1 млн гектаров земель. Но уже в 1975 году площадь мелиорированных земель составила 2,2 млн гектаров, в 1990-м – 3,3 млн, из которых 2,9 млн гектаров составляли сельхозугодья. Распад СССР прервал этот прирост: с 1990 по 2000 год были введены в эксплуатацию всего 100 тыс. гектаров мелиорированных земель, причем в основном это были объекты, строительство которых было начато еще в советские времена.
Сегодня в Беларуси для нужд сельского хозяйства используется около 2,9 млн гектаров мелиорированных земель. Цифра может показаться не такой уж и большой. Но чтобы понять их значимость, надо вспомнить, что в некоторых районах страны осушение болот позволило увеличить сельхозугодья на треть, а то и вдвое. Благодаря мелиораторам многие деревни и вовсе получили новую жизнь, ведь ранее они по несколько месяцев в году были отрезаны от остального мира большой водой разлившихся рек и болот.
В последние годы, как объясняют в департаменте по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода Беларуси, задачей номер один было остановить деградацию мелиорированных земель, зарастание водных каналов, приход в негодность дренажных систем. «Если вовремя не выполнить их текущий ремонт, то потом на восстановление придется потратить в несколько раз больше», – объясняют цену вопроса этой проблемы специалисты.
В рамках пятилетней программы, реализация которой завершается в нынешнем году, многое уже удалось сделать. В планах до конца года – завершить реконструкцию мелиоративных систем на площади около 100 тыс. гектаров. «За следующее пятилетие предполагается восстановить еще около 400 тыс. гектаров. То есть к концу следующей пятилетки практически все мелиоративные системы, построенные в прошлые годы, будут восстановлены и приведены в рабочее состояние», – отмечает заместитель директора департамента по мелиорации и водному хозяйству Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Владимир Евпак.
Такие меры предусмотрены в проекте новой госпрограммы по сохранению и реконструкции мелиорированных земель на 2011–2015 годы. Ее выполнение, по предварительным оценкам, обойдется не менее чем в  4,5 трлн рублей (по нынешнему обменному курсу – 45 млрд российских рублей).
То есть мелиорация – дело недешевое. Как объясняют специалисты, мало только прорыть каналы. Нужно еще построить дороги, мосты, насосные станции, прочие инженерные сооружения. Строительство мелиоративных систем из расчета на 1 гектар в 50-е годы, по оценкам специалистов, обходилось в 115 рублей, в 80-х – 1,6 тыс. Сейчас же, по прогнозу, – уже  3–5 тыс. долларов.
Однако конечная сумма может оказаться еще большей. Ведь нужно регулярно чистить каналы, косить траву, ремонтировать насосы и шлюзы, промывать дренаж. Если этим не заниматься, то уже через десять лет, по сути, придется строить все заново и, соответственно, тратить те самые 3–5 тыс.
 Средства, предусмотренные в госпрограмме на 2010–2015 годы, пойдут как на текущее обслуживание мелиоративных систем, так и, возможно, на новую мелиорацию около 10 тыс. гектаров.
Такой земельной прибавке в первую очередь будут рады работники сельского хозяйства. За последние годы в Беларуси удалось значительно нарастить сбор урожаев зерновых, производство молока, мяса. Однако дальнейший прирост ограничивается имеющимися площадями сельхозугодий.
Впрочем, чтобы надежды аграриев оправдались, предстоит не только изыскать средства, провести работы, но и… найти управу на бобров. Сегодня в Беларуси, по некоторым оценкам, популяция этих животных достигла 70–85 тыс. особей, что, как считают специалисты, в 2,5 раза больше оптимального уровня. И эта «армия» со своей неуемной страстью к строительству приводит многие мелиоративные системы в негодность.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter