Книжный навигатор

Возвращения

Книжный навигатор

Барыс Крэпак. Вяртанне iмёнаў. Нарысы пра мастакоў. Кнiга I. Мiнск, Мастацкая лiтаратура. 2013.


Герои этой книги — художники, которые родились на белорусской земле. «Без клопату пра вяртанне iх iмёнаў у кантэкст айчыннай гiсторыi немагчыма ўявiць i беларускую нацыю ў XXI стагоддзi», — убежден автор. Ведь они, прославившиеся в других странах, зачастую не увязываются в массовом сознании с Беларусью, в которой родились. Но даже один успех выставки «Художники Парижской школы» в Национальном художественном музее, по мнению Бориса Крепака, свидетельствует, что процесс возвращения имен набирает силу. Валентий Ванькович, Фердинанд Рущиц, Иван Хруцкий, Станислав Жуковский, Хаим Сутин — эти имена уже стали и нашим достоянием. А сколько их еще, наших земляков вроде Марка Ротко, выдающегося американского экспрессиониста, или аргентинского художника Константина Гедды... Нельзя забывать и тех, кто, как Ян Дамель или Николай Неврев, родились не в Беларуси, но здесь прошел значительный отрезок их творческого пути. В первой из двух книг — около пяти десятков персоналий. О судьбе некоторых можно снять не только фильм, но и сериал. «Чарадзей iдэальных вобразаў» Иосиф Олешкевич, баталист–повстанец Януарий Суходольский, Михаил Башилов, которого Лев Толстой попросил иллюстрировать «Войну и мир», Карусь Каганец, белорусский поэт и художник, родственник Гийома Аполлинера, «Ван–Гог в скульптуре из Сморгони» Исаак Иткинд... Думаю, те, кто прочитает эту книгу, с новыми чувствами придут в художественные музеи и по–новому взглянут на историю белорусского искусства.


Герта Мюллер. Качели дыхания. Амфора, Санкт–Петербург, 2013.


Если определить основной лейтмотив творчества лауреата Нобелевской премии по литературе Герты Мюллер, я бы сказала, что это — выживание человека в условиях бесчеловечной системы. Биография самой писательницы драматична: румынская немка, пережила депортацию родителей, преследование спецслужб, эмигрировала... Роман «Качели дыхания», как утверждает писательница, основан на реальных событиях — это воспоминания поэта Оскара Пастиора, который в 17 лет, как другие этнические немцы Румынии, был отправлен на пять лет в трудовой лагерь в районе Донбасса. Книгу Герта заканчивала уже после смерти рассказчика. Что происходит с человеком, который долгое время находится в заключении, в унижении, холоде, голоде? Многие пытались раскрыть эту тему. У Мюллер это — поэзия ада, где царит Ангел голода. Мир, где мелкий предмет — найденная картофелина, прихваченная из дому зубная щетка, кусок угля — может сосредоточить в себе все ценности вселенной. Где деформируются и тела, и психика. Где любящий муж начинает красть еду у жены, пока та не умирает от голода. Когда забываются самые простые вещи, а издевательства кажутся нормой. Изменения необратимы. Вернувшись, уцелевшие не хотят встречаться друг с другом. Не в состоянии говорить о том, что пережили. Не могут вписаться в семейный круг. Да и окружающие люди не могут, да и не хотят вникать, почему странный родственник съедает крошки со стола, почему молчит... Жестокая, впечатляющая, поэтичная книга.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.


Советская Белоруссия №14 (24397). Пятница, 24 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter