Восстановленные исторические объекты вновь радуют глаз и привлекают туристов

Возвращение утраченного

Сожаления об утраченных памятниках архитектуры — известная история. Особенно для такой страны, как наша: разрушительные войны уносили не только миллионные человеческие жизни, но и жемчужины отечественного зодчества. Роскошные замки, уникальные храмы и необычную городскую застройку зачастую можно увидеть лишь на гравюрах и фото. Впрочем, в последние десятилетия возник тренд на возвращение из небытия того, что, казалось бы, ушло безвозвратно.

Кто-кто в теремочке живет?

В  Бресте в 1830-х (одновременно со строительством крепости) был заложен городской сад. Так в те годы называли территории наподобие современных парков. Более восьми гектаров в паре километров от цитадели украшали редкие виды деревьев и кустарников, благоухали акации, жасмин, пионы, сирень и дикие розы. К концу XIX века здесь появились деревянный театр, беседка, питейные заведения и кафе. По выходным в городском саду, как в старой песне, играл духовой оркестр. Доподлинно известно, что в 1914 году под сенью деревьев здесь давал концерт сам Сергей Рахманинов. А в 1925-м тут построили своеобразный «контактный зоопарк» — небольшой домик, где жили кролики и птицы… Славной эпохе излюбленного места отдыха горожан пришел конец после войны, когда из-за расположенных на территории артезианских скважин сад стал санитарно-защитной зоной водозабора.



В прошлом году произошло знаковое событие. Аллеи, которые за десятилетия превратились едва ли не в джунгли, были очищены. Но самое главное — месту было решено вернуть первоначальные концепцию и название. Уютный зеленый уголок в центре Бреста украсили аутентичными арками. Весной и летом здесь снова кружат голову цветочные ароматы, а в жаркий день можно утолить жажду у ретроколонки. Вернулась на свое место уникальная беседка, на фоне которой в довоенном Бресте фотографировались музыканты духового оркестра. Это значит, что творческим вечерам в саду тоже быть — ведь это единственный город в стране, где в наши дни сохранился городской оркестр.

На прошлой неделе двери гостеприимно открыл и «теремок». С виду деревянная постройка точь-в-точь та, где когда-то жили кролики и птицы. Правда, теперь у домика другое назначение — это летнее кафе, где можно купить мороженое и прохладительные напитки. «Теремок» буквально воссоздан по чертежам 95-летней давности, которые удалось отыскать благодаря местному краеведу Александру Пащуку. Реализовать идею помог генеральный директор Брестского городского ЖКХ. При строительстве этого объекта постарались учесть каждую мелочь: маленькие окна, черепичная крыша и даже место для голубей наверху! Кроме того, в городской администрации не исключают: вскоре в городском саду может появиться аллея в честь Рахманинова. Идти она будет от центрального входа до выхода в районе ТЭЦ — именно на этом маршруте когда-то была площадка, где маэстро выступал со своими музыкантами. 

Фундаментальная опора

Совершенно иная история восстановления другого исторического здания на Брестчине — мемориальной усадьбы Тадеуша Костюшко в Меречевщине. Деревянный дом под камышовой крышей притаился на подъезде к неоготическому дворцу Пусловских.


Усадьбу, где родился блестящий военный и политический деятель, впервые реконструировали еще в далеких 1850-х годах владельцы соседнего замка. Второй раз дом приводили в порядок уже в межвоенный период ХХ века. Однако во время Второй мировой деревянная постройка сгорела. К концу 1990-х годов даже фундамент усадьбы полностью поглотила земля. Раскрыть его и подвальные помещения удалось стараниями команды археологов под руководством Валентина Соболя. Было решено вернуть первоначальный вид зданию: в помощь — рисунки Михаила Кулеши и Наполеона Орды, фотографии 1920-х годов. В реализацию проекта немалый вклад внес брестский историк Леонид Нестерчук.

Сегодня музей Костюшко — один из самых посещаемых иностранцами в нашей стране. В усадьбе отражен быт второй половины XVIII века. Из самых интересных экспонатов — копии писем из переписки Костюшко с американскими президентами Вашингтоном и Джефферсоном.

Часы на новой башне

Истории белорусских городов могут позавидовать многие европейские столицы. А вот у нашей городской архитектуры судьба, увы, незавидная. 

Разрешение на возведение Ратуши Минск получил в 1499 году, когда обрел Магдебургское право. Тогда на Троицкой горе появилось деревянное здание городского самоуправления. Спустя сто лет оно сменило прописку и внешний облик — каменную постройку возвели в районе верхнего города. Со временем Ратуша пережила несколько реконструкций и вполне могла бы дожить до наших дней. Но здание разобрали в первой половине XIX века.



Лишь в 1980-х археологи приступили к исследованиям места, где стоял символ самоуправления. Размеры и планировку уточняли по фундаменту, высоту и надземную часть — по архивным источникам. Возведение было завершено в 2004-м. Современная Ратуша в столице не отличается от той, что минчане видели двести лет назад. Сейчас тут разместился один из залов Музея истории Минска, а в подземной части — концертный зал. Примечательно, что именно у Ратуши летом проходят все главные оупен-эйры города — от дней национальных культур до вечеров классической музыки.

В 2008 году Ратуша вернулась и в Могилев. Она практически идентична той, что была по­строена в городе на Днепре в 1698 году. Восьмигранная пятиярусная башня со шпилем имеет высоту 46 метров. На протяжении долгого времени она была самым высоким зданием в Могилеве, поэтому в 1780-м с ее смотровой площадки любовались видом на город российская императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II. 

Повреждения Ратуши во время Великой Отечественной войны оказались настолько сильными, что в 1957 году ее решили взорвать (хотя изначально архитекторы и настаивали на возможном восстановлении). 

К счастью, в ХХI веке Ратушу вернули на ее законное место (современная площадь Славы). Особая гордость могилевчан — башенные часы, сделанные мастером Геннадием Головчиком. Механизм внутри по-настоящему уникальный: помимо шестеренок, гирь и маятника, есть особый «диск памяти» с гравировкой важнейших событий города. Красуется на Ратуше и трубач Могислав — «тот, кто славит Могилев». Он трубит в фанфары трижды в день — с этим медным стражем можно сверять часы. 

МНЕНИЕ

Марина Васько, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

— Известная истина гласит, что без прошлого нет будущего. В Беларуси очень много делается для сохранения культурного наследия. Бережное отношение к нему помогает сберечь крупицы истории и передать их следующим поколениям.

Однако история, к сожалению, знает много примеров, когда памятники были безвозвратно утрачены. В нашей стране такая ситуация не редкость: сложные исторические перипетии, которые переживала Беларусь, приводили к тому, что многие памятники истории и культуры были разрушены. 

Стоит ли в этой ситуации возрождать их заново, ведь такие сооружения будут уже «новоделами»? Уверена, что необходимо. Это позволяет воссоздать дух исторической эпохи, в ряде случаев такая реконструкция способствует сохранению культурно-исторического ландшафта. Все это будет содействовать тому, что мы, современники, а особенно молодое поколение, сможем глубже погрузиться в историю и тем самым лучше ее узнать. И примеров такой реконструкции, которая позволяет воссоздать атмосферу эпохи, способствует сохранению исторической памяти, можно привести много: возрождение усадьбы Т. Костюшко в Коссово, усадьбы А. Мицкевича в Заосье и др. Примером является и воссоздание городского сада, которое проводится по инициативе и поддержке Брестского горисполкома. Эта парковая зона несколько раз меняла свое название и неоднократно закрывалась. Но к 1000-летию Бреста были проведены большие работы по ее восстановлению.

Возрождение культурных памятников привносит элемент аутентичности в облик современных городов Беларуси, способствует воссозданию колорита исторической эпохи.

kurak@sb.by

Фото Александра Митюкова и БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter