Возвращение утраченного.

Через три столетия реставраторы уникального алтаря Фарного костела воплотили задумку его основателей.

Через три столетия реставраторы уникального алтаря Фарного костела воплотили задумку его основателей.

Знаменитый гродненский Фарный костел (Святого Франциска Ксаверия) устоял вопреки всем историческим бурям, пронесшимся по гродненской земле за три века его существования. Беда с храмом случилась в наши дни. Пять лет назад летней ночью, когда город спал, загорелся его уникальный деревянный алтарь. К счастью, сам костел удалось спасти, а вот главный алтарь в огне пострадал. После трудоемкой реставрации реликвию вернули храму.

Промысел Божий

Этот костел в центре Гродно, построенный в конце ХVII века и освященный в 1705 году, — один из старейших и красивейших католических храмов в Беларуси. Маршрут любой экскурсии по Гродно непременно приводит туристов сюда. Центральный алтарь, как и сам костел, представляет собой историческую ценность. Более 20 уникальных фигур украшают реликвию. Каждый, кто входит в храм, замирает в благоговении перед его великолепием.
Шокирующая весть о том, что Фарный костел ночью горел, вмиг облетела город. Позже стало известно, что пожар повредил правое крыло главного алтаря и четыре статуи святых, созданные в 1736 году по проекту прусского скульптора Пэукера и вырезанные кенгсбергским резчиком Шмидтом. Пострадвший алтарь высотой 21 метр — единственный подобного рода в Европе.
Если бы не сработала оперативно пожарная служба, которую и поныне не перестает благодарить настоятель костела, огонь натворил бы еще больше бед. Ведь всего в храме 13 алтарей, и лишь один из них, Матери Божией Конгрегадской, выполнен из камня, все остальные — искусная резьба по дереву.
— Это была огромная потеря, ведь три века люди молились перед алтарем. Мы плакали, нарекали, искали виноватых. Но на самом деле это тоже был промысел Божий. Ведь если бы не случилась такая беда, до уникального алтаря, который давно уже требовал реставрации, еще долго не дошли бы руки. Люди сплотились вокруг потери, и было принято решение при реставрации воплотить задумку отцов-иезуитов, которую они не успели осуществить, — вернуть храму алтарь в позолоте, — рассказывает настоятель костела ксендз Ян Кучинский.
Историческая летопись храма свидетельствует, что в 1736 году между иезуитами и Иоханнесом Шмидтом был заключен договор о возведении алтаря и подготовке его к позолоте. Однако на протяжении многих лет готовый алтарь оставался без золоченого покрытия. Затем в связи с историческими событиями иезуиты покинули город. А позже уникальный деревянный алтарь покрасили под цвет мрамора. Решение воплотить первоначальный замысел исходило от нынешнего настоятеля костела ксендза Яна Кучинского. Безусловно, для этого требовались большие дополнительные средства. И святыню восстанавливали, как говорится, всем миром.

На великую хвалу

Предстояла еще одна нелегкая задача: найти мастеров, которые сумели бы вернуть реликвии былое величие. Восстановить все четыре скульптуры удалось по фотографиям талантливым резчикам по дереву из Воронова Казимиру Мисюре и его сыну Игорю. Мастера вырезали фигуры, как того требовал оригинал, из цельной липы. Участвовал в реставрации и гродненский мастер Вячеслав Анищик. Были восстановлены ранее утраченные элементы (части декора и прочее). Например, у фигуры апостола Андрея, как выяснилось, недоставало левой руки до кисти. Ее отсутствие скрыли деревянными складками одежды. В результате положение фигуры было сильно изменено, но реставраторы исправили этот недостаток.
Золочение, которое еще не закончено, проводят мастера из Вильнюса. Специалисты учитывают все детали, в том числе влияние витража, расположенного в верхней части алтаря и изображающего голубя в лучах солнца — он является центром художественного решения всего костела. За основу колористики витража взяли аналог из римской базилики святых апостолов Петра и Павла. Научными руководителями восстановительных работ стали опытнейшие специалисты Павел Садлей из Польши и белорус Владимир Кислый.
Пять лет длились трудоемкие работы, к которым было приковано внимание не только прихожан костела. В день освящения алтаря костел, наполненный особой атмосферой праздника, был необычайно многолюден. К этому событию приурочили и выпуск альбома, в котором отражена вся трехсотлетняя история уникального гродненского алтаря. В его названии — призыв отцов-иезуитов “На великую хвалу Божию”. К слову, все годы, пока шла реставрация святыни, в центральном католическом храме города над Неманом богослужение не прекращалось.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter