Возвращение шедевра.

Президент Беларуси Александр Лукашенко инициировал возрождение знаменитых слуцких поясов.

Президент Беларуси Александр Лукашенко инициировал возрождение знаменитых слуцких поясов.

Слуцкие пояса – произведения белорусского ручного ткачества мастеров второй половины XVIII – начала XIX века, явление уникальное не только в национальной, но и в мировой художественной культуре.

Пионером создания мануфактуры тканей по восточным технологиям на белорусских землях в середине ХVIII века стал князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька. Мануфактура, основанная им первоначально в Несвиже, спустя несколько лет была перенесена в местечко Слуцк, где стала известна как Слуцкая персиарня. Первоначально работники, привезенные князем из Турции и Персии, лишь механически копировали восточные узоры. Однако вскоре этим мастерством прекрасно овладели белорусские ткачи, под влиянием которых орнамент украсился цветами своего края, чаще всего родными васильками и незабудками. Классик белорусской литературы Максим Богданович в стихотворении “Слуцкие ткачихи” так описывал их нелегкий труд: “І тчэ, забыўшыся, рука, заміж пярсідзкага вузора цьвяток радзімы васілька”. Тем самым подчеркнув, что слуцкие пояса, ставшие во второй половине XVIII века шедеврами всего европейского прикладного искусства, неотделимы от истории Беларуси.

Расцвет фабрики пришелся на 1760–1770 годы, когда название “слуцкий пояс” стало синонимом всех длинных шелковых поясов, независимо от того, где они изготовлялись – в Польше, Украине, России или даже во французском Лионе. Задавала моду и диктовала технологии именно Слуцкая мануфактура.

Пояса, самые разнообразные по рисунку, технике исполнения, в том числе так называемые литые, пояса с вплетенными в шелк золотыми и серебряными нитями, достигавшие 45 сантиметров по ширине и почти до пяти метров в длину, были непременным атрибутом одежды того времени. К тому же слуцкие мастера могли делать их двухсторонними и четырехлицевыми, что позволяло использовать разные версии одного и того же пояса в зависимости от случая – радостного или печального.

Слуцкая персиарня, просуществовав почти сто лет, прекратила свою деятельность около 1846 года, во многом из-за того, что ушла мода на такие пояса. Но высокий уровень их исполнения во второй половине XIX века сделал слуцкие пояса желанными предметами коллекционирования многих музеев мира, в том числе российских.

Белорусы гордятся этими шедеврами своего прикладного искусства, однако не могут сегодня использовать их в качестве национальных сувениров, так как технология их производства утеряна. По поручению главы белорусского государства историки и искусствоведы, технологи и дизайнеры, ткачи-практики уже начали работы по возрождению уникального производства. Состоялось рабочее совещание под руководством управляющего делами Президента Беларуси Николая Корбута, на котором определены задачи всех участников. А они весьма непростые.

Технология ткачества поясов была очень сложна, на ее изучение уходили годы – в былые века обучение мастерству длилось до семи лет, а то и более. К тому же владельцы мануфактуры строго следили за сохранением секретов ремесла. Сегодня они требуют скрупулезного научного изучения. В частности, предстоит исследовать художественные особенности слуцких поясов, создать сводный каталог, находящихся в отечественных и зарубежных собраниях слуцких поясов, исследовать материалы, использованные в производстве аутентичных поясов, выработать предложения по их замене в условиях промышленного производства, разработать предложения по использованию копий слуцких поясов в разных областях современной жизни страны. Задачи поставлены перед Министерством культуры, Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы Национальной академии наук, Национальным художественным музеем, Государственным комитетом по науке и технологиям, перед художественными и технологическими вузами, предприятиями государственного концерна «Белхудожпромыслы».

В недавнем Послании парламенту и народу Беларуси Президент Александр Лукашенко назвал важным направлением в развитии духовности белорусской нации возрождение производства слуцких поясов, “в которые наши предки вкладывали весь свой талант, все свои умения, всю свою душу”. Он убежден, что возрождение этих и других значимых культурных и исторических символов, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей Родине на основе богатого культурного и исторического наследия страны, которым все белорусы должны заслуженно гордиться, – важная часть формирования и развития национальной идеи.

«Этот проект уникален, – подчеркнул он. – В нем сплелись воедино духовность, традиции, история, культура, технологии и экономика». По убеждению Александра Лукашенко, надо не только возродить древний промысел, но и сделать его современным брендом, прославляющим Беларусь, национальным символом, который должен быть в каждом доме белоруса наряду с иконой. «Слуцкие пояса лишний раз напоминают нам простую истину, на которой держится наша земля: счастливо то общество, в котором гармонично сплетаются духовные ценности и материальные силы, традиции и новации, прошлое и будущее, – подчеркнул Президент. – Именно такой должна быть Беларусь».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter