Интервью с директором Музея Марка Шагала в Витебске Людмилой Хмельницкой

Возвращение Марка Шагала

Сегодня мир все чаще вспоминает о белорусских корнях великого художника и перестает считать его французом
Марк ШагалСегодня мир все чаще вспоминает о белорусских корнях великого художника и перестает считать его французом.

Музей Марка Шагала в Витебске был создан в 1991 году. Тогда же прошла его первая выставка, а в 1997-м в родительском доме художника открылась мемориальная экспозиция.

До этого времени более полувека Шагал считался во всем мире французским художником. В Париж он приехал в 1923 году, получил французское гражданство и в 1985-м, на 98-м году жизни, умер в своем доме в Сен-Поль-де-Ванс, в Провансе. Отмечен наградами Франции. В Ницце расположен знаменитый музей «Библейское послание Марка Шагала».

Музей создавался сложно. Даже в России первая выставка Шагала прошла в 1987 году, а в Беларуси в это время шла антишагаловская кампания. О том, что в Витебске существует мемориальный дом семьи Шагалов, в городе стали говорить лишь в 1980-х и благодаря усилиям витебской общественности. Письмо о необходимости открыть Музей Шагала Д.С. Лихачев отправлял еще в ЦК КПБ. Непросто было сотрудникам установить контакты с семьей художника, но сейчас у них самые тесные связи с внучками Марка Шагала – Мерет и Беллой. Они помогают витебскому музею, и работы художника в экспозиции – это в основном их дары.

– Из Витебска в Москву Шагал уехал в 1920-м, а из Москвы в эмиграцию – в 1922-м, – рассказывает директор Музея Марка Шагала в Витебске Людмила Хмельницкая. – В эмиграции он написал автобиографию, которая и стала для нас основным источником информации. Чтобы определить свое место в мировом шагаловедении, мы решили заняться документальным исследованием тридцати трех лет жизни Шагала в Витебске. У нас выходит «Бюллетень Музея Марка Шагала», который выкладываем на нашем сайте в интернете. И, как показывает статистика, докладами активно пользуются исследователи и поклонники творчества художника, например ссылку на наши публикации находим в Торонтском сборнике. В начале этого года в серии «Книжная лавка Дома Шагала» вышла книга Гавриила Юдина «Музыкальная жизнь Витебска в первой четверти ХХ века». Из хроники видно, что детство и юность художника прошли в городе с хорошими культурными традициями.

– Расскажите, как собирались экспонаты для вашего музея?

– Мемориальных вещей у нас мало, но в музее подлинные вещи той эпохи. Мы изучали биографию Шагала, смотрели его работы, особенно помогла нам серия рисунков домашних предметов, которую он сделал в Париже. Художник рисовал по памяти столы, стулья, лампы, коврики. Нам важно было попасть в социальный уровень, не сделать дом слишком богатым или бедным. Отец Шагала был простым рабочим, но семья не бедствовала, и когда мы собрали экспозицию, оказалось, что попали в цель. Ощущение правды отмечают все посетители музея. В 1990-х мы провели раскопки во дворе дома, фундаменты еще трех деревянных домов, принадлежавших семье, не обнаружили, но нашли осколки посуды и теперь точно знали, фаянс или фарфор покупать в магазинах. А западные туристы уезжают, как правило, растроганными – они знают Шагала как очень богатого человека, обласканного славой, и удивляются, что он жил так бедно.




– Как вы восприняли фильм Александра Митты «Шагал – Малевич»?

– Не в восторге. Мне кажется, в картине «Гори, гори, моя звезда» гораздо больше сказано о Шагале, а главное – лиричнее и точнее. Хотя на статистике посещений музея премьера фильма сказалась – туристов больше стало.

– Когда я спросила у Леонида Бичевина, сыгравшего Шагала, в чем суть разногласий его героя с Малевичем во время работы в знаменитой художественной школе, организованной Шагалом в Витебске, он сказал – «борьба амбиций». А вы как считаете?

– Эти 3–4 года после 1918-го, когда здесь собралось созвездие выдающихся художников, были временем Витебского ренессанса. Судите сами – Добужинский, Пуни, Богуславская, Ермолаева, Коган, Лисицкий, Малевич. Они занимались с молодыми людьми, об этом можно прочитать в прессе того времени и в книге Александры Шатских «Витебск. Жизнь искусства. 1917–1922 годы». Именно здесь Казимир Малевич сформулировал свою философскую теорию – супрематизм, которая родилась у него еще до приезда в Витебск, когда он сделал «Черный квадрат» своим знаменем. Эль Лисицкий пообещал издать ее – тем и привлек Малевича. И в Витебске две брошюрки Малевича издали литографским способом.

А что касается борьбы амбиций Шагала и Малевича, тоже все очевидно. Малевич вместе с женой и дочкой Уной жил в училище, ученики видели его с утра до вечера. Он ставил с ними спектакли, рисовал вывески для города, оформлял трамваи и улицы. По их эскизам расписывали рабочую столовую и выпускали ткани для продажи. А Шагал был скучным комиссаром, который ежедневно по 3–4 часа сидел на заседаниях в РК партии и постоянно ездил в Москву выбивать деньги на училище. Так к кому же пойдут молодые люди? Конечно, к Малевичу.

Забот у Шагала оказалось больше, чем он ожидал. На комиссарство он согласился ради школы, но школа оказалась дополнительной нагрузкой. Шагал не мог реализоваться как художник, требовали забот и жена с ребенком. И со временем он стал ходить на заседания через день, потом отправлял зама, а в один прекрасный момент принял решение уехать.

– Расскажите, откуда пришли к Марку Шагалу его летающие люди?  

– Из еврейского фольклора, с которым в детстве в его среде знакомят всех детей. Но только в его голове эти сказки сварились в какую-то субстанцию, особенно после того, как он стал впитывать светскую культуру, вначале русскую – в Витебске и Петербурге, а потом – европейскую во Франции. Эти слои ассимилировались, и этот симбиоз мы получили в живописи художника. Знаете ли вы, что никто не может назвать ни учителя Шагала – Пэн научил его смешивать краски и с трепетом относиться к ремеслу художника, ни ученика – в мире культуры он остался Шагалом. Кстати сказать, он не был бы таким колористом, если бы остался жить в Москве или Петербурге. Как самоучка, он все брал из Лувра и парижских галерей.

– Красавица, с которой художник летает на самой знаменитой картине из Третьяковки, это Белла, его первая жена?

– Это персона, которая требует раскрытия, и мне хотелось бы заняться ее биографией. Шагал всегда подчеркивал, что Белла была его музой. Она, дочка богатых родителей, влюбилась в Шагала в 1909 году, когда он только собирался ехать в Париж. Она его выбрала. Отказывала женихам, пошла против воли родителей. Хотя что была европейская слава художника Марка Шагала для ее папы-ювелира?.. И я уверена, если бы Белла по неосторожности не влюбилась в этого лохматого художника, мы услышали бы о ней как о писательнице или актрисе, она увлекалась сценой. Но она сознательно ушла в тень своего мужа, очень многое сделала для него, и все его достижения были ее достижениями. Не случайно, когда друзья стали прочить мировую славу Шагалу и говорить, что когда-нибудь ему поставят памятник, Белла заявила: «Все памятники, которые поставят Шагалу, будут памятниками и мне». Вы видите два памятника художнику в Витебске – скульпторов Александра Гвоздикова в начале Покровской улицы и Валерия Могучего во дворе нашего музея. И это действительно памятники и Белле.

Белла умерла в 1944 году, похоже, от диабета, и второй женой художника стала Валентина Бродская, властная женщина, которая оградила его от фанатов и журналистов и создала все условия для творчества. Была его секретарем, вела переписку на всех языках.

– В вашем музее есть дивная серия иллюстраций Шагала к гоголевским  «Мертвым душам», как вы ее расцениваете?

– Эту серию нам подарили внучки Шагала – дар Фонда Иды и Марка Шагалов, их матери и дедушки. Бесконечно люблю эту серию за богатство содержания. Шагал делал эти иллюстрации в 1920-е годы по заказу Амбруаза Воллара для французского издания, но издал книгу лишь в 1948 году Териад, и она получила приз Венецианской биеннале. Специально для этого издания «Мертвые души» были переведены на французский язык. И после этого началось триумфальное шествие иллюстраций по миру.

В России книга с предисловием Игоря Золотусского была издана в начале 2000-х в крайне плохом полиграфическом исполнении. Кроме того, иллюстрации были неудачно расставлены по тексту, в то время как Шагал привязывал их к сюжету. В фондах нашего музея эта гоголевская сюита также имелась, но мы издали ее как серию подарочных открыток с цитатами из Гоголя лишь в 2009 году.


Беседовала Нина КАТАЕВА

Витебск – Москва

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter