Возвращение к жизни

Лицо женщины сияло неподдельным счастьем: — Представьте, Лена принесла домой аккуратно вышитую салфетку, заявила: это я тебе к 1 Мая сделала! А ведь раньше она, кроме своего угла с игрушками, никого и ничего знать не желала. На улицу выйти, поиграть с ребятами боялась. Спасибо, дорогие! Вы возвращаете к жизни не только дочь, но и всю семью нашу!
Возвращение к жизни
Лицо женщины сияло неподдельным счастьем:
— Представьте, Лена принесла домой аккуратно вышитую салфетку, заявила: это я тебе к 1 Мая сделала! А ведь раньше она, кроме своего угла с игрушками, никого и ничего знать не желала. На улицу выйти, поиграть с ребятами боялась. Спасибо, дорогие! Вы возвращаете к жизни не только дочь, но и всю семью нашу!
К сожалению, детей, родившихся недоразвитыми физически и умственно, меньше не становится, скорее наоборот. В прошлом году в Солигорске выявлен 31 ребенок, которому первично установлена инвалидность, в этом, по прогнозам, на свет появится больше детишек с ограниченными возможностями. Причину долго искать не нужно: пьянство, наркомания, последствия Чернобыля, непростая экологическая ситуация. Но от объяснения легче не становится. Неполноценный ребенок — это не только его страдания, но и постоянно саднящая рана для семьи, цепь, которой, как правило, привязан к дому один из родителей.
Два года назад, узнав, что в Солигорском территориальном центре социального обслуживания населения открыто отделение дневного пребывания и социальной адаптации подобных детей, Мария Николаевна, хоть и сомневалась, привела туда Лену. Теперь очень довольна: ребенок не только под присмотром, но и развивается. Возвращаясь с работы, почти каждый раз мать находит в поведении дочери нечто новое...
— Главная наша цель — дать возможность детям и молодым людям с ограничениями быть в коллективе сверстников, общаться, развиваться, учиться преодолевать настоящие и будущие трудности с наименьшей помощью извне, что позволит ускорить процесс социальной адаптации, а также обеспечит разгрузку и отдых семье, — поясняет заведующая отделением Наталья ПЕТРОВА. — Приятно наблюдать, как ребенок-инвалид или молодой человек с ограниченными возможностями, часто угрюмый, агрессивный или абсолютно равнодушный ко всему, под воздействием педагога-психолога словно “отмокает”, начинает с интересом осматриваться вокруг, пробовать свои силы в каком-то полезном деле.
Психолог Александра Сивак, другие педагоги отделения разработали цикл программ адаптации детей с ограниченными возможностями. На первом этапе — сказкотерапия, когда с помощью простых, общеизвестных образов формируются позитивные модели поведения, отношений, система ценностей. Заболевания по-разному влияют на психику ребенка: у одних появляется агрессивность, переоценка цели, у других — комплекс неполноценности, повышенный интерес к себе. Избавиться от подобного состояния помогает программа адаптации детей 1—5-х классов. Результат очевиден: многие малолетние инвалиды стали успешнее заниматься в школе, не забывая при этом посещать психолога отделения.
Несомненный интерес вызывает разносторонне и глубоко проработанная программа профориентации выпускников-инвалидов, помогающая молодым людям найти применение своим способностям, знаниям. Старания педагогов не пропали: за последнее время 12 воспитанников отделения поступили и успешно учатся в высших учебных заведениях, 9 — в средних специальных, 13 — в ПТУ, восемь человек приобрели профессии озеленителя, продавца, слесаря в Межрегиональном учебно-производственном центре. И хотя ребята сильно загружены учебой, тем не менее находят время зайти в отделение за советом, психологической поддержкой.
В рамках программы социально-культурной реабилитации действует клуб “Надежда”, где родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, встречаются с врачами, юристами, деятелями культуры, работниками социальной сферы; проводятся семейные огоньки, вечера отдыха, выставки творчества, помогающие детям-инвалидам преодолеть психологический барьер, почувствовать свою значимость, важность, проявить свой потенциал. Ребята пробуют свои силы в кружках “Умелые руки”, “Матрица”. Осуществляется два социальных проекта. “Форсаж” — инвалиды обучаются развивающим играм на компьютере, постигают основы информационной грамоты, восемь из них уже получили удостоверения операторов ПЭВМ. Название второго проекта “Рукодельница” говорит само за себя.
— Я уже около года занимаюсь шитьем, вязанием, — с явным удовольствием рассказывает Наталья Еремина. — Здесь очень заботливые, внимательные учителя. С их помощью я сшила себе брюки, рубашку, связала шарфик. Вскоре буду изготавливать и более сложные вещи, что, конечно же, в жизни пригодится.
По мере возможности сотрудники отделения материально и психологически помогают инвалидам в возрасте до 30 лет и на дому: картотека насчитывает более 300 подростков, юношей и девушек, нуждающихся в такой поддержке. И им очень обидно видеть, как молодые инвалиды, неимоверными усилиями получившие специальности озеленителя, овощевода, нигде не могут устроиться на работу, а дипломированные операторы ПЭВМ регулярно посещают отделение, чтобы поработать на компьютере, иначе есть опасность, что от вынужденного безделья потеряются приобретенные навыки. Да, с рабочими местами сегодня напряженка, но гуманно ли оттирать плечом людей, и без того обиженных судьбой?!
Тем временем педагоги, мастера отделения продолжают делать свое благородное дело.
— Ежедневно к нам приходит более двух десятков инвалидов разного возраста, — говорит Наталья Петрова. — Всего же за прошлый год к нам обратилось 5684 человека, мы провели 64 консультации, много других мероприятий, принесших облегчение несчастным ребятишкам. И когда видишь счастливые глаза родителей, детей, их успехи в адаптации к окружающей среде, в познании жизни, понимаешь, что ради этого стоит трудиться, строить новые планы, которые, надеюсь, обязательно воплотятся в жизнь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter