В своем новом спектакле Валерий Анисенко сделал ставку на подзабытый психологический театр

Возвращение к истокам

Можно считать, что Минский областной драматический театр, базирующийся в Молодечно, представил свой новый спектакль «Валентина» по знаменитой пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» сразу в двух столицах: премьера состоялась в Доме Москвы в Минске и была приурочена ко Дню России. Помощь в организации показа оказали посольство России в Беларуси и принимающая площадка.


Валентина без Валентина

Работу над драмой «Валентина» Александр Вампилов завершил в 1971-м, за год до смерти (он трагически погиб 17 августа 1972 года за два дня до своего 35-летия — лодка с ним перевернулась у берега озера Байкал, он поплыл к берегу и умер в воде, вероятно, от переохлаждения). Однако название пришлось поменять: пока произведение проходило утверждение цензурой, стала широко известна пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина», хотя и написанная позже.

После сценических удач у этой драмы Вампилова началась своя экранная история. В 1974 году спектакль «Прошлым летом в Чулимске», поставленный Владимиром Андреевым в Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой, был записан для телевидения. В 1980-м Глеб Панфилов снял фильм «Валентина» с Дарьей Михайловой, Родионом Нахапетовым и Инной Чуриковой. А в 2013 году драму экранизировал российский режиссер Виктор Демент, сняв в одной из главных ролей Сергея Безрукова. Видимо, у каждого поколения свое кино.

Не побоялся «замахнуться» на пьесу с таким «портфолио» и художественный руководитель Минского областного драматического театра, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственных премий Валерий Анисенко. Впрочем, некогда именно с Вампилова начинался его режиссерский путь: в 1979 году вместе с артистами минских театров он поставил «Утиную охоту» (главную роль исполнил Виктор Тарасов). Спектакль стал заметным событием для театральной столицы. Так что в нынешнем обращении режиссера к Вампилову есть и желание закольцевать судьбу, и подвести некоторые «неподведенные итоги».

Классическая школа

Во многих смыслах «Валентина» — возвращение к истокам. К истокам русского психологического театра, хорошей драматургии, азам профессии. Актерский ансамбль звучит здесь пронзительно и чисто, в унисон с общим замыслом, но не дублируя друг друга. Паузы, подтекст, второй план — все на своих местах. По словам режиссера, к этому результату труппа шла четыре с половиной года — столько, сколько он и руководит театром в Молодечно:

— Это результат нашего совместного труда, исканий. Мне хотелось, чтобы зритель был душой и сердцем спектакля вместе с героями, а не разгадывал ребусы на сцене. Мы постарались сделать все по школе, взяв классическую советскую пьесу и рассказав историю, попадающую в нерв нашего времени, когда мир сошел с ума и обсуждает способы малой или большой ядерной войны. И посреди этой тотальной агрессии живет наша главная героиня Валентина, которая каждый день чинит калитку в палисаднике и хранит в сердце любовь.

По мнению режиссера, психологический театр сегодня во многом забыт:

— Его отодвинули на задний план, но лишь по незнанию. Придет время, и он вернется, потому что это базовое искусство. Нашим актерам пришлось заново учиться вести диалог, как ни странно, учиться думать на сцене, иметь перспективу, подтекст, второй план и так далее.

Сила и красота

И снова премьера по Вампилову от Анисенко стала событием для столицы. Среди благодарных зрителей были замечены директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов, писатель Владимир Липский, декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств Владимир Мищанчук с супругой Людмилой и дочерью Екатериной, режиссер Светлана Науменко, Людмила Луценко, вдова народного артиста Беларуси Бориса Луценко, и многие другие представители интеллигентного бомонда. К слову, накануне премьеры 5 июня Валерий Данилович отметил очередной день рождения, поэтому принимал двойные поздравления.

Все сошлись во мнении, что этим спектаклем молодечненский коллектив напомнил о силе и красоте психологического реализма в его подлинном понимании. А сама постановка достойна того, чтобы ее показывали на лучших театральных фестивалях, в том числе и на родине Александра Вампилова — в Иркутской области.

В ТЕМУ

Главные роли в спектакле исполняют актеры разных поколений молодечненской труппы: Екатерина Щербач, Елена Рахмангулова, Алексей Карпец, Александра Грасевич, Андриан Борткевич и другие. Художник-постановщик — Дарья Волкова, композитор — Тимур Калиновский.


pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter