В Минске в Новом драматическом театре состоялась премьера фолк-рок комедии «Прымакі» по пьесе Янки Купалы

Возвращение к белорусской классике

Классики, тем более национальной, много не бывает. В Новом драматическом театре Минска состоялась премьера фолк-рок-комедии «Прымакі» по пьесе классика белорусской литературы Янки Купалы. «Сцэнічны жарт у адной дзеі» поставил режиссер Артем Пинчук.


История о загулявших деревенских жителях Максиме и Трахиме, вдруг заспоривших под пьяную лавочку, чья жена — Полонея или Домицеля — хуже, получилась динамичной и эмоциональной. Жанр народного анекдота и комедии положений с элементами фарса актеры осваивают легко и непринужденно. В спектакле много музыки, юмора, танцев. Но это не просто лубок, а серьезная попытка понять уклад жизни и менталитет героев.

— Мы не ставили задачи осовременить Купалу, как-то целенаправленно приблизить его к сегодняшнему дню, — признается Артем Пинчук. — По-моему, он должен быть классическим, белорусским, нашим. При этом, конечно, с неким новым звучанием, чтобы это не превращалось в шаблон, как-то отличалось от того, что мы привыкли видеть раньше.

Художник-постановщик Лидия Малашенко предложила интересную атмосферную сценографию и костюмы, тем самым продолжив деревенскую тему, начатую в спектакле «Мікітаў лапаць» в Театре-студии киноактера. Художник по свету Владислав Рихтер создал крайне эмоциональную световую партитуру спектакля. В итоге в мире этого жизнеутверждающего спектакля зритель чувствует себя защищенным и уверенным.

— Театру захотелось вернуться к белорусской классике, — отмечают в литературно-драматической части. — Последним таким спектаклем был «Трибунал» Андрея Макаенка, вышедший довольно давно. У нас есть в репертуаре современные авторы, такова тактика нашего театра, но белорусской классики давно не было. Поэтому мы решили обратиться к Янке Купале. Во-первых, хотелось какую-то комедию, сочетающую легкость, позитив и интригу, во-вторых — материал на белорусском языке.

Нынешняя версия пьесы Купалы — скорее стилизация, «фантазия на тему», взгляд режиссера, представляющего молодое поколение.

Мы задались целью сделать вариант, непохожий на все остальные, — говорят в театре. — Сохранили в тексте все народные частушки и песни, в предыдущих трактовках они обычно не звучали. Композитор Леонид Беляев написал оригинальную музыку. Режиссер поставил перед ним задачу написать музыку в стиле фолк-рок.

В неожиданных ролях здесь предстают актеры Александр Вергунов, Татьяна Жданова, Сергей Широчин, Наталья Капитонова, Эдуард Вайнилович, Ксения Вайнилович, Сергей Власов, Александр Доманцевич и другие. Одна из находок спектакля — Домовой, играющий на… электрогитаре. В этом образе на сцене появляется звукорежиссер театра Сергей Сумин.

— Эта идея возникла у самого Сергея. Мы узнали, что он увлекается игрой на электрогитаре, и решили, что это можно интересно использовать, оттолкнуться от этого умения и создать интересный образ, который присутствует на сцене на всем протяжении спектакля и как бы комментирует происходящее без слов, только музыкой.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter