Возвращение из неизвестности
09.07.2009
Окончание. Начало в №№ 123, 124.
Вместе с главным хранителем фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Галиной Скоринко пришлось потратить немало времени и пересмотреть всю имеющуюся коллекцию орденов Отечественной войны, чтобы доказать: ордена II степени первых серий (а Окрестин награжден именно таким, еще в феврале 1943 года) были составными, то есть собирались вручную из нескольких частей. Выручил нас в этом вопросе орден Отечественной войны II степени № 625 подполковника медицинской службы Евгении Серковой.
Еще до поездки в Подольский архив мне удалось выяснить, что в приказе по 74–му гвардейскому полку от 7 июня 1944 года № 33 значится: «Исключить из списков полка нижепоименованный личный состав, погибший при выполнении боевых заданий: ...7. Командира АЭ Героя Советского Союза гв. старшего лейтенанта Окрестина Бориса Семеновича и воздушного стрелка гв. старшину Солодухина Виктора Леонтьевича, сбитых ЗА противника, погибших над целью 6.7.44 г. в районе высоты 247 Мал. Стиклево». Эта информация оптимизма у меня поубавила: где Обчак, а где Малое Стиклево! Неужели найденный летчик не Окрестин? Стало ясно, что подтверждения или опровержения нужно искать в Подольском архиве.
Документы неопровержимо свидетельствуют
Все стало на свои места только тогда, когда мне в руки наконец–то попали документы 74–го полка и 1–й гвардейской авиадивизии, которые сегодня хранятся в Центральном архиве Министерства обороны России. Правда, поначалу меня ожидал весьма неприятный сюрприз. Изучая опись дел, я обнаружил невероятное: документы по учету самолетов и авиамоторов 74–го полка в конце 1950–х годов... уничтожены! Было от чего прийти в отчаяние — все старания насмарку... Но благо, что служил когда–то в управлении той самой 1–й гвардейской дивизии. Вспомнил, что в нашем штабе велся общий учет самолетов и двигателей за все полки дивизии. И этот учет, слава Богу, за все годы войны в архиве сохранился.
Памятники и память
Место героической гибели экипажа Бориса Окрестина найдено. Экипажа! Это я особенно хочу подчеркнуть. К сожалению, 65 лет никто и нигде не вспоминал воздушного стрелка гвардии старшину Виктора Леонтьевича Солодухина, который погиб вместе со своим командиром.
Минувшей осенью посетил музей минской школы № 65 имени Окрестина, но и там о Солодухине никто ничего не слышал... В архиве о нем удалось узнать не так уж и много. Родился Виктор в 1922 году в Курске. Его мама Надежда Николаевна проживала в Сталинском районе этого города по улице Октября, дом 40. Виктор в 1942 году окончил Объединенную военную авиационную школу воздушных стрелков. 17 мая 1943 года прибыл в 74–й полк. Должность стрелка на Ил–2 была жертвенной, их погибало значительно больше, чем летчиков. Броней стрелок защищен не был, поэтому его хватало на 10 — 15 вылетов... Солодухин совершил 65 (!) боевых вылетов на Ил–2, налетав при этом 76 часов 45 минут. Провел 16 успешных воздушных боев с истребителями, сбит ни разу не был. 24 января 1944 года был награжден орденом Красной Звезды. Во время операции «Багратион» ему было суждено совершить 10 боевых вылетов на штурмовку врага.
Дело осталось за малым: захоронить останки, которые по сей день лежат в лесу, исправить ошибки на надгробии Виктора Солодухина и выполнить обещание первого секретаря ЦК ВКП(б) Пономаренко, данное им в июле 1944 года, и установить на месте гибели экипажа памятный обелиск. Это может быть просто скромный камень с мемориальной доской: «Здесь 6 июля 1944 года при освобождении города Минска погиб легендарный экипаж самолета Ил–2 74–го гвардейского Сталинградского Краснознаменного, ордена Суворова штурмового авиаполка 1–й гвардейской Сталинградской ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого штурмовой авиадивизии в составе летчика Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Бориса Семеновича Окрестина и воздушного стрелка гвардии старшины Виктора Леонтьевича Солодухина. Вечная слава героям!»
Останки летчика, которые были найдены и сфотографированы в 1990 году (по этическим соображениям фото не публикуются), к сожалению, придется искать заново. Из Бреста, откликнувшись на мою просьбу, на днях приезжал Виталий Лунев, который и нашел их ровно 19 лет назад. 30 июня мы ездили с ним на место падения самолета. Там и сегодня все усеяно его обломками. Мощным взрывом по земле разбросаны куски бронекорпуса, обшивка крыльев, детали авиамотора, обгоревшая резина колес, оплавленные куски плексигласа остекления кабины летчика... Но заветное дерево со специальной пометкой, под которым были зарыты останки, мы, увы, не нашли. Время — 19 лет! — сделало свое дело...
С помощью современной поисковой техники и специалистов управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн на месте падения самолета Бориса Окрестина надо продолжить поисковые работы. Есть надежда, что им удастся не только найти место, где лежат останки, но и сделать новые ценные находки, которые займут достойное место в наших музеях.
Редакция газеты «Советская Белоруссия» на своих страницах продолжит рассказ о том, как завершилась эта долгая, но такая нужная всем нам история, история возвращения из неизвестности экипажа Окрестина. Хочется выразить искреннюю признательность всем, кто участвовал в поиске места гибели геройского экипажа, и принести наши извинения родным и близким Бориса Окрестина и Виктора Солодухина за то, что этот поиск длится так долго.
Фото автора и из архива.