Фрагменты бомбардировщика Ил-4 и останки экипажа нашли под Столином сотрудники Музея военной истории

Возвращение из боя

О том, что в болотистой местности вблизи поселка Речица Столинского района может лежать сбитый советский самолет, стало известно от местного жителя Александра Губанова. Инициаторами подъема стали Сергей Азаронок, директор Государственного музея военной истории, и Иван Гордейчик, председатель Белорусского общественного объединения ветеранов. Корреспондент «Р» узнала о подробностях. 

На лопасти винта сохранился номер завода-изготовителя.

Останки самолета Ил-4 обнаружили на глубине 4 метров. Машина сильно разрушена, однако один из двигателей, а также элементы стойки шасси, лопасти винта, находившиеся в одном с ним узле, оказались практически неповрежденными, что и позволило установить происхождение дальнего бомбардировщика. Кроме того, на поверхность подняты человеческие останки и оружие — авиационный пулемет Березина, пистолет ТТ.

— Находка эта достаточно редкая, хотя во время войны таких самолетов было много. Дело в том, что они имели внушительные размеры, падали громко, оставались заметными, и металл часто забирали и приспосаб­ливали для собственных нужд местные жители. Этот же самолет боком упал в болото, и двигатель, стойки шасси его ушли на глубину, — пояснил Дмитрий Киенко, историк, руководитель научно-исследовательской группы «Рубон». 


О ходе поисков рассказал Сергей Азаронок: 

— С помощью магнитометра сотрудник нашего музея Александр Гумовский обследовал пять мест, где мог лежать самолет. Два из них оказались пустыми, на третьем прибор сработал — там нашлись остатки фюзеляжа. В двух других неподалеку — цилиндры и двигатель. Нам выделили экскаватор, и следующие два дня члены поисковой группы и волонтеры доставали металлические фрагменты и обгоревшие костные останки. Нашлись даже сержантские погоны.


По словам Дмитрия Киенко, происхождение самолета удалось определить благодаря номерам, сохранившимся на обоих моторах: Ил-4 выпущен в 1943 году в Иркутске и сбит в июне 1944-го, во время операции «Багратион». Правда, не обошлось без определенных сложностей: оба двигателя успели пройти капитальный ремонт, поэтому на разных их составных частях были разные цифры. 

Причиной крушения бомбардировщика стало попадание немецкого снаряда — специалисты нашли характерное отверстие в одном из элементов конструкции — и последовавший пожар. 

Вскоре мы узнаем имя стрелка, носившего эти погоны.

Человеческие останки сейчас исследуют в Государственном комитете судебных экспертиз по Брестской области. По предварительной информации, принадлежат они двум людям.

— Скорее всего, это были воздушные стрелки, — предполагает Дмитрий Киенко. — При атаке вражеских истребителей они, оборонявшие заднюю полусферу самолета, гибли первыми — неприятель бил именно туда, чтобы погасить ответный огонь. Кроме них, на борту находились штурман и пилот, их судьба пока неизвестна. 


В то время полки дальних тяжелых бомбардировщиков базировались в Украине — под Уманью, Винницей, Киевом, а также Черниговом. По словам историка, в годы войны над Беларусью таких самолетов сбили не менее двух десятков, известно около 60 фамилий погибших бойцов. Найденные же под Столином, скорее всего, до сих пор числятся среди пропавших без вести:

— Самолеты эти летали по одному, как правило, ночью, и когда машина не возвращалась с боевого вылета, судьба экипажа оставалась неизвестной. Чтобы установить имена, нужно сверять номера двигателей машины с журналом боевых действий и определять, кто был на борту самолета в его последний полет. Это исследовательская документальная работа.

Как только личности погибших будут установлены и подтверждены, состоится их перезахоронение со всеми подобающими воинскими почестями. Останки же самолета и оружие займут место в экспозиции Музея военной истории. 

nevmer@sb.by 

Фото сотрудников Музея военной истории.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter