Возвращение «англичанки».

Почему в школах исчезают факультативы по иностранному языку, а сменившие когда-то место работы учителя- лингвисты возвращаются обратно
Почему в школах исчезают факультативы по иностранному языку, а сменившие когда-то место работы учителя- лингвисты возвращаются обратно?

С сентября белорусские школьники изучают иностранные языки по-новому: в недельном расписании появился дополнительный урок, а каждый класс разбивается не на две, а на три группы, после чего изучение на иностранном языке станет еще более легким. В результате нововведений значительно увеличилась нагрузка у учителей иностранного языка. Ведь если в прошлом году параллель из двух классов по 25 учеников разбивалась на 4 группы, в каждой из которых надо было провести 2 урока в неделю, то теперь эти же два класса образуют 6 групп, и на изучение языка отводится 3 часа. А в результате нагрузка у учителей увеличилась с 8 до 18 часов в неделю, то есть более чем вдвое!

Студенты в помощь

Столичная школа № 55 когда-то славилась профильными лингвистическими классами: многие выпускники сегодня работают за границей. А недавно я наткнулась в интернете на объявление: СОШ № 55 требуется учитель английского. — Вакансии уже заняты, — уточнил директор Николай Сачко. — Мы опасались кадрового голода, поэтому взяли двух студентов МГЛУ. После этого, кстати, еще человек пять позвонили, среди которых были и учителя со стажем. По словам директора, учителя иностранного возросшей нагрузке обрадовались: в последние годы они часто расставались со школой именно из-за невозможности увеличить количество часов и соответственно зарплату. — Нагрузка колеблется в диапазоне от предусмотренных ставкой 18 до 30 и более часов в неделю, — говорит директор. — Конечно, тем, кто взялся за работу “по максимуму”, придется трудно. Из-за увеличения учебной нагрузки факультативов по английскому в этом году нет, ведь максимально допустимая общая нагрузка на ученика осталась прежней. А вот время, проведенное в платных кружках, при подсчете общей нагрузки не учитывается, поэтому кружков по изучению английского — уже четыре, вот-вот откроется пятый.

Деревня просит слова

78 учеников Заволочицкого УПК детский сад-школа Глусского района тоже изучают английский по-новому. — Одну ставку взяла завуч, она выпускница иняза, еще одну — учительница начальных классов, у нее среднее специальное образование, специализация “иностранный язык”, — рассказывает директор Наталья Шилова. — Благодаря тому что малочисленные классы не делятся на группы, все часы распределены между этими педагогами. К сожалению, не можем предложить ученикам факультатив — не впишемся в сетку. Факультативы — сегодня единственная возможность дифференциации обучения. Поэтому Минский государственный лингвистический университет разработал около десятка дополнительных занятий по иностранному: от “Введения в мир изучения иностранного языка” до “Зарубежной литературы”. Выходит, это доступно не всем?

— В сельских школах есть проблемы с учителями иностранного, — признает заместитель начальника Малоритского районного отдела образования Ирина Федчик. — Небольшие, но есть... — Их устранят пятикурсники, которым предстоит преддипломная практика, — обещает начальник Главного управления кадровой политики Министерства образования Зоя Южик. — Будем работать со студентами, это ведь гарантия рабочего места: они себя во время практики покажут, затем будут распределены. Совершенствование организации подготовки по иностранным языкам не одномоментная программа, у нас в каждом регионе открыта подготовка учителей иностранного.

В поисках общего языка

Новую концепцию учебного предмета “иностранный язык” и новые образовательные стандарты разработал столичный МГЛУ. — Традиционные подходы базировались на изучении языковых норм, а не речи, — говорит ректор вуза Наталья Баранова. — Выпускники школы знали много слов и правил, но говорить на иностранном языке не могли. А теперь в школе будут работать над речью. Подписанный министром образования Александром Радьковым план по совершенствованию изучения иностранных языков рассчитан до 2015 года. Произошедшие в школах изменения всего лишь один из его пунктов. С 2010 года начнет активно развиваться сеть дистанционного обучения иностранным языкам. С 2011/2012 учебного года профессионально направленный курс иностранного языка появится у учащихся ссузов и учреждений профтехобразования.

С 2012/2013 года — выпускники общеобразовательных школ будут сдавать обязательный экзамен по иностранному. С 2012 года — Министерство образования приступит к рассмотрению вопроса о расширении числа специальностей в вузах, при поступлении на которые необходимо сдавать иностранный. В 2014/2015 году — должны появиться учебно-методические комплексы по иностранным языкам для спецшкол, в которых учатся дети с нарушениями зрения и слуха. — Наша цель — создать благоприятные условия для овладения иностранными языками, — говорит заместитель министра образования Казимир Фарино. Только цифры l В Беларуси школьники за время учебы в средней общеобразовательной школе изучают иностранный язык 945 часов. В России — 933 часа, в Украине — 472, в Казахстане — 576. l 74 процента учеников наших школ изучают английский, 20,5 процента — немецкий, 4,3 процента — французский, 0,8 процента — испанский, примерно 350 школьников — китайский.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter