Возрождение села - шаг за шагом
28.02.2004
Беларусь - аграрно-индустриальная страна. Уже из самого этого определения видно, что сельское хозяйство у нас - одна из двух базовых основ развития государства. Но если за последние годы в промышленности удалось добиться очевидных позитивных изменений, то жизнь на селе еще далека от идеала. Тема его возрождения сегодня обсуждается весьма широко. По поручению Президента в Правительстве разрабатывается соответствующая комплексная долгосрочная программа. Но ждать принятия этого документа сложа руки власть не намерена. Жизнь идет своим чередом, считанные дни остались до очередной посевной кампании, но в агросекторе еще немало таких хозяйств, которые не только не имеют денег на качественное проведение весенних полевых работ, но и под грузом накопленных долгов прошлых лет вообще не представляют, как будут жить и работать. Проблема их финансового оздоровления очень актуальна. Для ее решения Правительство подготовило проект указа, который вчера обсуждался на совещании у Президента.
Некоторые предусмотренные документом меры, наверное, не всем покажутся оптимальными. Например, отсрочка расчета по накопленным долгам до 2009 года. Кто-то скажет: ну вот, опять деньги в землю, а руководитель, работающий по принципу "обнуляли счет и обнулять будут", лишь руки потрет от удовольствия. Что греха таить, философия иждивенчества еще далеко не полностью выветрилась из голов отдельных директоров хозяйств. И на этом Александр Лукашенко делал особенный акцент. Меры стимулирования развития агросектора ни в коем случае не должны удобрять почву для безделья. Отсюда требование жесткого контроля дисциплины расчетов по текущим платежам за энергоносители, удобрения, топливо. За это в равной степени несут ответственность как руководители хозяйств, так и председатели районных и областных исполкомов.
Впрочем, предприятия средние имеют достаточно возможностей для выхода на качественно новый уровень работы после вступления в силу указа. А вот как быть с теми, которые до настоящего времени считались чуть ли не безнадежными? По данным Минсельхозпрода, 991 хозяйство на протяжении трех последних лет стабильно в своей убыточности. Списывай им долги не списывай, растерявшие свой кадровый и технический потенциал, лишенные оборотных средств, они все равно вряд ли выберутся из экономической ямы. Некоторое время назад Александр Лукашенко высказал идею закрепления убыточных хозяйств за предпринимателями с возможностью впоследствии передачи их в собственность. В процессе проработки вариантов реализации этой инициативы обнаружились сдерживающие факторы. Бизнесменов, которые в большинстве своем оказались не прочь заняться агробизнесом, смущали все те же долги прошлых лет, отсутствие механизмов, стимулирующих инвестирование, и некоторые другие моменты. Это нашло отражение в проекте указа. Так, например, уменьшение налогооблагаемой базы инвестора на сумму вложений в развитие агропредприятия может оказаться весьма эффективным. Предполагается, что лимит для этого будет установлен в эквиваленте 150 тысяч евро на хозяйство. Деньги вполне достаточные для обновления технического парка, закупки химикатов, материалов и оборудования, создания материального стимула для привлечения к работе классных специалистов.
Документом предусмотрен и еще ряд мер, которые обещают быть эффективными. Александр Лукашенко отметил, что подписывать указ надо в самом скором времени. По его распоряжению доработка не должна отнять больше недели. Президент потребовал изъять из проекта все юридические и технические "ляпы" и чрезмерные, не оправданные экономически льготы. И, кроме того, должны быть определены конкретные ответственные за реализацию положений документа. Коль Минсельхозпрод обещает, что к 2006 году не останется ни одного убыточного сельхозпредприятия, то необходимо четко определить, с кого спрашивать, если это не будет выполнено. А после подписания документа, думается, многое будет зависеть от оперативности руководства областей и районов. Закрепление за убыточными предприятиями новых хозяев не должно занять много времени. Иначе очевидной станет угроза того, что они начнут накапливать новые долги.
Некоторые предусмотренные документом меры, наверное, не всем покажутся оптимальными. Например, отсрочка расчета по накопленным долгам до 2009 года. Кто-то скажет: ну вот, опять деньги в землю, а руководитель, работающий по принципу "обнуляли счет и обнулять будут", лишь руки потрет от удовольствия. Что греха таить, философия иждивенчества еще далеко не полностью выветрилась из голов отдельных директоров хозяйств. И на этом Александр Лукашенко делал особенный акцент. Меры стимулирования развития агросектора ни в коем случае не должны удобрять почву для безделья. Отсюда требование жесткого контроля дисциплины расчетов по текущим платежам за энергоносители, удобрения, топливо. За это в равной степени несут ответственность как руководители хозяйств, так и председатели районных и областных исполкомов.
Впрочем, предприятия средние имеют достаточно возможностей для выхода на качественно новый уровень работы после вступления в силу указа. А вот как быть с теми, которые до настоящего времени считались чуть ли не безнадежными? По данным Минсельхозпрода, 991 хозяйство на протяжении трех последних лет стабильно в своей убыточности. Списывай им долги не списывай, растерявшие свой кадровый и технический потенциал, лишенные оборотных средств, они все равно вряд ли выберутся из экономической ямы. Некоторое время назад Александр Лукашенко высказал идею закрепления убыточных хозяйств за предпринимателями с возможностью впоследствии передачи их в собственность. В процессе проработки вариантов реализации этой инициативы обнаружились сдерживающие факторы. Бизнесменов, которые в большинстве своем оказались не прочь заняться агробизнесом, смущали все те же долги прошлых лет, отсутствие механизмов, стимулирующих инвестирование, и некоторые другие моменты. Это нашло отражение в проекте указа. Так, например, уменьшение налогооблагаемой базы инвестора на сумму вложений в развитие агропредприятия может оказаться весьма эффективным. Предполагается, что лимит для этого будет установлен в эквиваленте 150 тысяч евро на хозяйство. Деньги вполне достаточные для обновления технического парка, закупки химикатов, материалов и оборудования, создания материального стимула для привлечения к работе классных специалистов.
Документом предусмотрен и еще ряд мер, которые обещают быть эффективными. Александр Лукашенко отметил, что подписывать указ надо в самом скором времени. По его распоряжению доработка не должна отнять больше недели. Президент потребовал изъять из проекта все юридические и технические "ляпы" и чрезмерные, не оправданные экономически льготы. И, кроме того, должны быть определены конкретные ответственные за реализацию положений документа. Коль Минсельхозпрод обещает, что к 2006 году не останется ни одного убыточного сельхозпредприятия, то необходимо четко определить, с кого спрашивать, если это не будет выполнено. А после подписания документа, думается, многое будет зависеть от оперативности руководства областей и районов. Закрепление за убыточными предприятиями новых хозяев не должно занять много времени. Иначе очевидной станет угроза того, что они начнут накапливать новые долги.