Оправдана ли "начальная неторопливость"?

Возраст зовет

Самой обсуждаемой темой минувшего месяца стал, пожалуй, пенсионный возраст. В этом вопросе уже все ясно. На заслуженный отдых женщины теперь будут отправляться в 58, мужчины в 63 года. Решение принято. А по мне, так не менее интереснее старости молодость.


Молодое поколение пенсий в 20 лет не получает, но особо и не работает. В последние годы в обществе невольно сформировалась четкая формула «начальной неторопливости». Возьмем пример с высшим образованием. Путь обучения — 11 лет в школе, 4 — 5 в вузе. Мальчики — в армию, если здоровы, девочки — по распределению. Фактически до 25 лет будущее нации учится, набирается опыта в роли молодых специалистов и висит на шее семейного бюджета. Напрямую из государственной казны молодежь получает немало — бесплатное среднее, среднее специальное образование и большие квоты по высшему плюс стипендии. Образование — это святое, но вот семейный бюджет пустеет от затрат на питание, одежду, развлечения и часто на дальнейшее обучение все еще растущих организмов. Это тоже весомое давление на благосостояние граждан — «родственная безработица».

Но ведь так было не всегда. Еще 100 — 300 лет назад крестьянские дети с малых лет помогали родителям в поле, шляхта тоже с пеленок училась владеть оружием, чтобы быть готовой к войне. Ремесло прививалось с детства. Вряд ли крестьянин учился сеять в 20 лет, а воин в эти годы ездить на коне и стрелять. В 20 лет уже надо было иметь профессию и только оттачивать мастерство, зарабатывать на жизнь. Современное общество взяло за образ жизни долгую раскачку. Это произошло в последние десятилетия достатка. Хотя многие нынешние пенсионеры оканчивали десятилетку, потом шли на работу в 17 лет, потому что нужны были деньги.

По моим наблюдениям, ребята и девчонки рабочих профессий и сегодня не ждут золотых гор: девять классов, колледж или техникум, и — в бой. Тем не менее у нас в стране почти полмиллиона студентов. Многие специалисты с дипломом потом реально не востребованы на рынке труда. Они гонятся за корочкой, подталкиваемые родителями. Мол, «учись, дитя, даже на платном отделении, авось умнее будешь». Будет? Знания без практики бесполезны. К тому же наше всеобъемлющее постсоветское образование имеет огромную теоретическую базу, часто оторванную от будущей работы. Любимая фраза для молодых специалистов на большинстве предприятий: «Забудьте, чему вас учили в вузе! Будем учиться заново». Учиться, учиться и еще раз учиться... А когда работать?

Сегодня экономика — не советская. Многие предприятия давно перестроились. Огромный пласт инженерных специальностей, технологических, педагогических не востребован. Но иные граждане тратят на такие знания 5 лет своей жизни и миллионы рублей из государственного и семейного бюджетов. На самом деле постепенно в стране начата перестройка образования не только по специальностям, но и по временному периоду. Например, вузы переходят на четырехлетнее обучение. Мы, вероятно, увидим еще и работу со школой, где два последних класса станут не базой для повторения языковых правил или бесконечных решений многочленов, чтобы блеснуть на ЦТ, а вхождением в специальность. Произойдет частичное сращивание школ и колледжей. Кто знает, в таком варианте возможно сокращение обучения в школе до 10 лет? Чтобы уже в 20, крайний срок в 21 год (в некоторых странах возраст совершеннолетия) общество получало дипломированного специалиста, готового к работе. И он сам мог выбирать: работать, продолжать научную деятельность или поменять неудачную профессию. Новшествам и углубленным темам можно ведь учиться в процессе жизни — курсы повышения квалификации. Все это даст экономию во времени обучения в 1 — 2 года и экономию миллиардных средств. Мне кажется, в 20 лет уже хочется быть самостоятельным человеком: зарабатывать, тратить, начинать строить карьеру. К тому же чем раньше начнешь, тем больше вариантов.

sb_gomel@mail.ru

Фото "СБ"

Советская Белоруссия № 80 (24962). Пятница, 29 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter