Стоит ли повышать пенсионный возраст?

Возраст делу не помеха

Попробуем разобраться в вопросе о повышении пенсионного возраста без присутствующих иногда поверхностности и легкости суждений из разряда «я не хочу, поэтому и не надо». Давайте отбросим эмоции и посмотрим правде в глаза.

Для начала заглянем в данные переписи 1999 года, где указан средний возраст белорусов — 37 лет. За эти годы он изменился и уже составляет 40 лет. Стареем, товарищи. Дальше — больше. Сведущие люди подсчитали, что к 2030 году доля пенсионеров достигнет 30 процентов. По прогнозам, на тысячу трудоспособных белорусов будет приходиться 841 человек в нетрудоспособном возрасте. Коэффициент демографической нагрузки сегодня таков: примерно двое работающих, образно говоря, кормят одного пенсионера. Если пророчества аналитиков начнут сбываться, одному работающему человеку на свою зарплату придется содержать одного пенсионера. Сможем ли потянуть?

Допустим, пенсионный возраст не меняем. Как выкручиваемся? Какие меры предпринимаем? Среди предложений — изменить ставку, практически уравновесив нагрузку между нанимателем и работником. Иными словами, если сейчас каждый из нас отчисляет в фонд социальной защиты один процент от зарплаты, то этот процент может трансформироваться в куда более внушительную сумму. Но готовы ли мы к такому решению? На самом деле предложений можно придумать много, если задаться целью. Но будут ли они работать? Это уже другой вопрос. Повышение пенсионного возраста — одна из самых действенных мер укрепления пенсионной системы. Согласна: любому из нас, настроившемуся на заслуженный отдых в определенное время, сложно даже принять эту мысль. Но именно к такому непопулярному решению для обычных людей прибегло множество стран. Например, в России вовсю дискутируют на эту тему, но пока решились взяться только за чиновников. Планируется, что госслужащие будут уходить на пенсию в 65 лет. В Украине возрастную планку повысили для женщин. В конце 2011 года здесь началась пенсионная реформа. По ее завершении леди будут выходить на пенсию в одно время с джентльменами. Рассчитана реформа на 10 лет — каждый год пенсионный возраст для женщин увеличивается на 6 месяцев. В Литве другая схема: пенсионный возраст для мужчин каждый год увеличивается на 2 месяца, для женщин — на 4. А вот британцы, складывается впечатление, готовы на пенсию и вовсе не уходить. Здесь у пенсионного возраста есть перспектива остановиться на отметке в 70 лет.

Положа руку на сердце скажите: так ли много людей рвется на заслуженный отдых, когда он наконец приходит? Оказывается, практически каждый четвертый белорусский пенсионер после выхода на пенсию продолжает работать. А в первые пенсионные годы трудятся и вовсе более половины. Хотя можно и без официальной статистики обойтись. Просто посмотрите на своих коллег. Наверняка среди них есть пенсионеры по возрасту. Чем плохо? Специалист по-прежнему реализует себя, самосовершенствуется, ощущает свою необходимость. И работодатель в выигрыше. Люди пенсионного возраста не только опытные специалисты, но и зачастую самоотверженные работники. Дети выросли — любимому делу можно посвящать все свободное время. Только вот при этом человек теряет часть пенсии, если продолжает трудиться. Обидно? Конечно.

Один мой знакомый рассуждает: «Понимаешь, я не против увеличения пенсионного возраста. Но мне до пенсии сейчас четыре года. Допустим, теряю я работу. И что? Куда мне устроиться с сединой в бороде?» Его опасения справедливы. При любом раскладе люди предпенсионного возраста должны быть защищены. Особенно когда молодость становится неким трендом на рынке труда. Кроме того, надо воспользоваться практически универсальным рецептом — поэтапно реформировать пенсионное законодательство. Чтобы мы с вами не испытали психологического шока. Конечно, пока все эти разговоры остаются на уровне обсуждения. Но от них, по сути, зависит наше завтра.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter