В Беларуси пенсионеры составляют 27% населения

Возраст делу не помеха

В Беларуси пенсионеры составляют 27% населения
В детстве я не любила играть во дворе нашего дома. Потому что почти все лавочки занимали бабушки-дедушки. С ними нужно было здороваться, проходя через строй, чувствуя взгляды с пристрастием и слыша вдогонку разного рода комментарии. Тем не менее каждый день перед выходом из квартиры мне напоминали: не забудь поприветствовать соседей. На мой вопрос — для чего? — отвечали: старших нужно уважать, да и потом, ты же воспитанная. Воспитанная. Да и в том, что на лавочке сидели дамы в возрасте, я не сомневалась, ведь все они были на пенсии. Это сейчас понимаю: многим «старушкам» из нашего дома было едва за 60.


Понимаю и переживания соседки по поводу заслуженного отдыха. Учительница, всю жизнь проработавшая в школе, она привыкла к постоянной суматохе. А тут раз — и дома, одна. Дети и внуки — за тысячу километров, муж умер. И как бы тяжело ни было на работе, школа ее держала в тонусе. А теперь, признавалась она, чувствует себя разбитой старушкой. Хотя разве можно так говорить о женщине, которой всего 56 лет? А о 60-летнем мужчине? 

К чему это я? Да к тому, что мы до сих пор пенсионера, независимо от его возраста, записываем в старики. Пусть подсознательно, пусть по привычке, однако записываем. Хотя 25% наших пенсионеров продолжают работать, а многие «вновь вышедшие» ведут активный образ жизни, который молодежи и не снился. Разговоры о повышении пенсионного возраста заставили меня невольно задуматься над тем, как все-таки много для человека значит, когда он завершит свой трудовой стаж.

Грести всех под одну гребенку не собираюсь. Потому как один человек с удовольствием выйдет на пенсию и в 40 лет, другой и до 70 не откажется от работы. Все зависит от состояния здоровья и души, профессий, условий работы, нагрузки, обстановки в семье, наконец. Сколько людей, столько и нюансов.

А реальность такова: наше население стареет. Сейчас в стране пенсионеры составляют 27 процентов населения. Только в органах по труду, занятости и соцзащите на 1 января нынешнего года в числе получателей пенсии значится 2,5 миллиона человек. И количество вновь назначенных пенсий возрастает. К 2020 году, прогнозируют эксперты, доля пенсионеров составит 29% населения. Понятно, что подобное демографическое соотношение отразится и на рынке труда. Потому как работающих становится меньше, чем неработающих. А значит, денежный ручеек отчислений на содержание пенсионеров со временем может иссякнуть.

Выход наверняка есть. Не зря же над ситуацией думают специалисты самых разных уровней. Например, депутат Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по труду и социальным вопросам Жанна Мишур высказала мнение: повысить пенсионный возраст можно на год, но не выделяя людей по профессиональной принадлежности. Если выделять, то только тех, у кого есть проблемы со здоровьем или кому сложно продолжать работу. И, конечно, если повышать возрастную планку, то не более чем на год. Опять же, пока это все предложения и предположения.

А если по существу, то увеличивать возраст выхода на заслуженный отдых придется. Другое дело что столь серьезный шаг нуждается в детальном обсуждении. Пока что в этом уравнении слишком много неизвестных для потенциального пенсионера — как будет происходить сам процесс, какие категории граждан уложатся в новые возрастные рамки, и когда, собственно говоря, эти рамки начнут расширяться. Такой важный вопрос можно решать только с учетом мнения людей. Ведь каждый из тех, кому уже за 50, очень индивидуально переносит нагрузки третьего возраста.

misnilena@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter