Комиссия ВАДА намерена отстранить российских спортсменов от Олимпиады-2016

Возможные тяжелые последствия для легкой атлетики

Российские спортсмены могут быть отстранены от всех соревнований под эгидой Международной федерации легкой атлетики (IAAF). Это — главный итог опубликованного накануне отчета комиссии, занимавшейся расследованием использования допинга российскими спортсменами. Отчета, способного перевернуть вверх ногами весь современный спорт и последствия которого наверняка будут ощущаться еще долго. 


Фото Виталия ГИЛЯ

Вторая серия разоблачений, как анонсировали накануне представители Всемирного антидопингового агентства, должна стать достоянием общественности через неделю. За это время всем небезразличным к спорту высших достижений необходимо разобраться, что же все–таки происходит?

Что сказано в отчете?

Документ, на поверку оказавшийся увесистым талмудом на 323 страницы, стал результатом расследования фактов, озвученных в посвященном проблемам допинга фильме немецкого телеканала ARD. Результатом более чем полугодовой работы стали решения лишить московскую антидопинговую лабораторию аккредитации с увольнением всего руководящего состава, а также пожизненно дисквалифицировать пятерых российских спортсменов и их тренеров. 



Еще несколько атлетов попали в список «вероятных кандидатов» на пожизненный «бан». Но, главное, комиссия намеревается добиться отстранения России от участия в любых соревнованиях под эгидой IAAF, включая, конечно же, и Олимпиаду в Рио–де–Жанейро, до которой осталось уже меньше года.

Почему все ополчились против России?

Комментируя эффект, который произвел отчет комиссии, автор скандального фильма ARD Хайо Зеппельт настоятельно рекомендует не зацикливаться исключительно на россиянах: «Острый меч висит и над представителями других стран, применительно к которым имеются аналогичные доказательства». Их, надо полагать, мы увидим в двух оставшихся частях отчета, которые комиссия обещает опубликовать до конца года. Плюс не стоит забывать о параллельно набирающем обороты деле экс–президента ИААФ Ламина Диака, материалы по которому комиссия ВАДА передала напрямую в полицию. 


Ричард Паунд

Однако российский вариант, по убеждению руководителя независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства Ричарда Паунда, поражает в первую очередь тем, что использование допинга в этой стране не только имело систематический характер, но и всячески контролировалось властными структурами. К примеру, в отчете сообщается о созданной в 10 километрах от Москвы дублирующей лаборатории, в которой пробы ведущих спортсменов проходили предпросмотр, прежде чем попасть в официальную лабораторию РусАДА. Причем за сокрытие положительных результатов тестов систематически брались взятки, а руководитель московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков лично отдавал приказ об уничтожении почти полутора тысяч проб накануне проверки специалистами ВАДА. Более того, сосредоточенная пока исключительно на легкоатлетических вопросах комиссия не исключает, что в эту систему были вовлечены и представители других видов спорта, а значит, масштаб и последствия нынешнего скандала могут быть еще более глобальными.

Какие есть варианты развития событий?

Штаб-квартира НОК России

18 ноября в Колорадо–Спрингс исполком и совет директоров ВАДА собирается рассмотреть результаты расследования и принять окончательное решение. Времени — неделя. А потому, по мнению аналитиков, вариантов у российской стороны видится два. Или выставить за дверь все руководство спортивной отрасли вплоть до министра спорта Виталия Мутко и заявить о готовности к немедленной перестройке всей спортивной структуры, или же наблюдать за соревнованиями Олимпиады в Рио–де–Жанейро по телевизору. Пока в ответ на выводы комиссии представители российской стороны заявили лишь о «политическом давлении» и «бездоказательности обвинений», а сам Мутко в сердцах пригрозил вообще прекратить финансирование антидопинговой программы. Предложив тем не менее до конца недели «обсудить ситуацию» с нынешним президентом ИААФ Себастьяном Коу, для которого, к слову, времена также настали не самые радужные. До избрания руководителем ИААФ Коу занимал должность вице–президента этой организации и потенциально мог быть в курсе «особенностей» существовавшей под покровительством Ламина Диака системы. 


Николай Кручинский

Все это одному из ведущих белорусских специалистов по антидопингу, экс–руководителю НАДА Николаю Кручинскому дает основания предположить, что сама по себе изоляция России не является главной целью нынешней атаки:

— Я далек от разговоров о некоем заговоре, но соглашусь, скорее, с мнением исполнительного директора РусАДА Никиты Камаева о том, что отчет получился весьма тенденциозным. И считаю, что перспектива отлучения России от топ–турниров маловероятна. Во–первых, у комиссии для этого нет полномочий — она может лишь рекомендовать. До конца недели Коу ждет от России плана мероприятий по наведению порядка. Соответствующие меры наверняка будут приняты, вероятнее всего, полетят чьи–то головы. Но не более. Во–вторых, позиция ВАДА (а главным образом — ее американского представительства) строится на том, что использование допинга приравнивается к мошенничеству. Плюс в подобных случаях нередко всплывают факты коррупции. А вор, как говорится, должен быть наказан соответствующим образом. И потому Россия — лишь эпизод глобальной борьбы. На днях, например, проскочила информация о грядущих проблемах у кенийской федерации легкой атлетики, ожидается раскрытие и других фактов, и все это, уверен, не останется без должного внимания.

Чем нынешний скандал грозит Беларуси?

Несмотря на то что имена наших легкоатлетов и руководителей в отчете ВАДА не упоминаются, поднявшаяся волна с большой долей вероятности может зацепить и Беларусь. Последствия возможных антироссийских санкций могут проявляться как в появлении спортивных беженцев, которые с помощью смены прописки будут искать возможности продлить свою карьеру, так и в прямых обвинениях со стороны ВАДА. По убеждению Кручинского, оба сценария имеют полное право на жизнь:


— Возможные запросы о смене гражданства — это одна из составляющих будущего сценария. Вторая, куда более серьезная, заключается в том, что далеко не все дела белорусских легкоатлетов ИААФ расследовала до конца. Решения по многим спортсменам еще, по сути, до конца не приняты, и нынешняя ситуация — отличный повод, чтобы дать этим расследованиям вторую жизнь. Уверен, о нас еще вспомнят, и в связи с этим многое будет зависеть от того, насколько быстрые и правильные выводы сделает из происходящих сейчас событий Белорусская федерация легкой атлетики.

komashko@b.by

Советская Белоруссия № 218 (24848). Среда, 11 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter