Возможны ли “единые типовые тесты”?

«НГ» ИССЛЕДУЕТ ПРОБЛЕМУ Можно ли составить все задания централизованного тестирования 2009 года с учетом изменений школьной программы? Одинаково ли уверенно будут чувствовать себя во время испытаний выпускники 11 и 11 «штрих» классов?Будут ли вноситься изменения в технологию проведения испытаний и проверки работ?Обозреватель «НГ» искала ответы на эти вопросы в Министерстве образования, Республиканском институте контроля знаний и минских школах.

Спецификация на завтра
По заявлению заместителя министра образования Казимира Фарино, задания выпускных и вступительных испытаний будут составлены с учетом произошедших в школе перемен.
Для иллюстрации своих слов заместитель министра обычно изображает подобие двух олимпийских колец и обещает, что экзаменационные вопросы будут взяты только из общего сегмента кругов. То есть из той части программы, которую прошли и одиннадцатиклассники, и штрих-одиннадцатиклассники. Правда, высокое должностное лицо при этом умалчивает, что “штрихи”, осваивающие программу двух лет за год, отдельные темы вынуждены проходить методом, который в обиходе принято называть “галопом по Европам”.
Проект спецификации тестов 2009 года уже подготовлен и будет утвержден, как только будут утверждены программы вступительных испытаний. В мировой практике от момента утверждения спецификации до начала тестирования проходит два года. Наш Республиканский институт контроля знаний привык работать оперативно.
— Сейчас мы пополняем банк данных тестовых заданий с учетом учебной программы 11-летки, — объяснил директор РИКЗ Николай Феськов. — Параллельно проводим ревизию содержимого банка данных, проверяя соответствие уже имеющихся заданий программе 11-летки, и анализируем итоги централизованного тестирования-2008. Готовим к печати сборники распространенных ошибок абитуриентов и аналитический материал для органов управления образованием. К сожалению, не все пользователи этой информации осознают ее важное значение: абитуриенты продолжают спотыкаться на одних и тех же разделах школьной программы, повторять одни и те же ошибки. Наша статистика могла бы помочь в составлении учебных программ и пособий.
Майка для абитуриента
Утвержденная в прошлом году спецификация тестов по математике снизила требования к абитуриентам. Следуя ей, авторы повысили процентное содержание простых заданий — первого, второго и третьего уровней сложности. Как показали итоги тестирования, это раз в десять увеличило количество стобалльников (по математике их 55), но на результатах общей массы абитуриентов не отразилось.
— Нас все время критикуют за якобы сложные тесты, — вздохнул директор РИКЗ. — Хотя ни разу никто не уличил в несоответствии школьной программе. По идее тест должен соответствовать некоему среднестатистическому уровню подготовленности абитуриента. Этот уровень определить нельзя. Минувшим летом, например, тестирование сдавали не только 80 тысяч выпускников 2008 года, но и чуть более 90 тысяч выпускников прошлых лет. Мы упростили некоторые задания до невозможности. Еще чуть-чуть — и централизованное тестирование станет похожим на радиовикторину: “Назовите фамилию русского писателя на букву “Ч”. Даем подсказку: “Чех...”. Правильно, Чехов! Получите кружку, майку и студенческий билет”.
По словам Николая Феськова, задача организаторов тестирования — предоставить высшим и средним специальным учебным заведениям возможность отобрать лучших абитуриентов текущего года. А вовсе не подтвердить уровень школьной подготовки молодых людей. Поэтому ровных высоких результатов большинства участников в истории централизованного тестирования нет, не было и не будет. Шкала и методика подсчета баллов не предусматривают всеобщего равенства.
Кстати, ряды критиков тестирования пополнили те, кто видит его недостаток в чрезмерной легкости. “В этом году особенно заметна примитивизация 50 процентов заданий, — говорится в письме столичных математиков Жанны и Аркадия Черняк. — Их с натяжкой можно назвать задачами — скорее это вопросики, рассчитанные на человека, окончившего школу много десятилетий назад и с той поры ни разу не освежившего в своей памяти элементарных знаний... Для абитуриентов, которые не отличают “синуса от конуса” или недоумевают по поводу “числа углов в треугольнике”, самые примитивные задания все равно останутся непосильными. Но ориентация на нижайший уровень математической подготовки претендентов на высшее образование способна лишь дискредитировать тестирование”.
Наука тестология
— До того, как заняться централизованным тестированием вплотную, я немного примитивизировал  его роль и значение, — признается Николай Феськов. — Повторял вслед за всеми, что тесты хороши, потому что дают возможность заменить два экзамена — выпускной и вступительный — одним.
Сейчас директор РИКЗ категоричен:  этого никогда не произойдет. У выпускного испытания, которое, по сути, является итоговой аттестацией за школьный курс, иная шкала и совершенно другой подход к оценке знаний. Белорусское централизованное тестирование смело можно называть абитуриентским.
Тестовые задания — дело рук коллективов авторов из числа учителей и преподавателей высших учебных заведений. Авторы приносят свои варианты в РИКЗ и передают экспертам, которые при необходимости отправляют задания на доработку или переделывают их сами. Эксперты передают подготовленный материал методистам Института контроля знаний — единственным людям, которые видят тестовые задания до начала испытаний. Вопросы и задачки хранятся в огромной базе данных: за день или даже несколько часов до начала тестирования компьютер путем случайной выборки сформирует из них варианты заданий. Почти все методисты в недавнем прошлом учителя, которые прекрасно знают предмет, особенности ученической психологии и состояние системы образования.
— Поскольку тестовые задания — это не вопросы к параграфу, у большинства авторов не сразу получается соответствовать требованиям спецификаций, — объясняет Николай Феськов. — На первых порах в авторских коллективах были представлены и вузовские преподаватели, и учителя-предметники. За эти годы сложилось так, что значительная часть авторов и экспертов — адаптированные к научной деятельности люди. Все эти годы “авторское ядро” сохраняется.
Авторы подписывают договор, обязуясь, среди прочего, в течение пяти лет никому не передавать и не публиковать переданные в РИКЗ задания. Система подготовки заданий такова, что вероятность попадания в тесты большого количества заданий одного авторского коллектива ничтожно мала. Если у эксперта или методиста ребенок оканчивает школу, этот специалист на время освобождается от подготовки тестов и участия в проведении тестирования.
Когда спецификация меняется радикально, тесты обкатываются на пробном тестировании, которое проводится с участием учеников некоторых школ и первокурсников вузов. В нынешнем году для “проб” нет необходимости. Зато РИКЗ заканчивает подготовку к 1-му этапу репетиционного тестирования.
— Только не звоните и не спрашивайте, когда оно начнется, — предупредил директор. — Каждое учебное заведение, которое проводит репетиционное тестирование на своей базе, формирует свой календарь в зависимости от количества желающих.
По опыту прошлых лет репетиционное тестирование проходят 80 процентов учеников выпускного класса.

В следующем году

* абитуриенты смогут регистрироваться на централизованное тестирование в режиме онлайн;
* в порядке эксперимента экзамен в форме тестирования может быть предложен поступающим в ссузы выпускникам базовой школы.

Эффективное сопровождение централизованного тестирования

В Республике Беларусь определены новые тенденции в национальном образовании, вызвавшие необходимость разработки и внедрения научно обоснованных форм и методов контроля уровня и качества знаний учащихся и, прежде всего, качества подготовки выпускников учреждений общего среднего и среднего специального образования (абитуриентов) в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Это создало объективные предпосылки для разработки и внедрения новых механизмов управления качеством образования, которые обеспечат, с одной стороны, соблюдение конституционного права граждан на образование, свободное личностное и профессиональное самоуправление, а с другой — оптимизацию форм и методов государственного контроля качества образования.
Эффективное сопровождение централизованного тестирования предполагает его открытость, гибкость и динамичность. В таком представлении направления деятельности центра тестирования должны выполнять следующие функции:
* создавать равные возможности для каждого в проверке уровня и качества своих знаний
* обеспечивать поэтапную дифференцированную подготовку учащихся к централизованному тестированию
* развивать склонности и интересы учащихся к выбранной профессии
* содействовать принятию активной социальной позиции каждого учащегося
* формировать социальную мобильность будущих специалистов.

Лилия БОБРОВНИК, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации молодежи

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter