Об экологически чистых продуктах слышали все. Но производят ли их в Беларуси?

Возможно ли у нас биологическое земледелие

Об экологически чистых продуктах слышали все. Но производят ли их в Беларуси?..

Об экологически чистых продуктах слышали все. Но производят ли их в Беларуси? Если говорить кратко и ограничиться овощами, то ответ таков: нет. В массовом масштабе их не выращивают, поэтому в магазинах их не найти. Почему? Ответ попробуем найти на окраине Жодино, где управление сельского хозяйства Минской области проводит семинар для районных специалистов и фермеров.


Сейчас, когда поля пусты и лишь на некоторых едва взошли ростки озимых, этот участок покрыт буйной, свежей, почти в пояс высотой растительностью, какая бывает в разгар лета. Участники семинара столпились вокруг свежевырытой ямы, почвенного разреза. Происходящее весьма точно отражает идущие в сельском хозяйстве процессы — как очевидные, лежащие на поверхности, так и скрытые. Ученые завершают здесь свой трехлетний эксперимент. Главный итог и аргумент — эти заросли горчицы, экологически абсолютно чистой. Высаженной, между прочим, лишь в конце августа, но успевшей набрать рост и массу.


О людях и пчелах


Первым выступил академик Иван Лиштван, представившись работником Института природопользования и руководителем государственной научно–технической программы. Сказал, что когда–то был директором Института торфа, которого в белорусскую почву вносилось по 20 млн. тонн за год. Благодаря этому в земле сохранялся положительный баланс гумуса. Но потом приоритет был отдан минеральным удобрениям, и сейчас 60 процентов угодий имеют уже отрицательный баланс гумуса. Следствие: вносимые в почву азот, фосфор и калий, вместо того чтобы усваиваться культурными растениями, вымываются из почвы и лишь загрязняют среду.


Биологическое земледелие (или зеленые технологии — кому как нравится) — это выращивание культур вовсе без применения минеральных удобрений и средств химической  защиты. Они вредны не только человеку. Пчеловоды всего мира обеспокоены стремительным уменьшением поголовья пчел. В Калифорнии, например, растут цены на миндаль и орехи: их некому опылять. Основная причина — нейроактивные инсектициды, используемые продовольственными корпорациями. Ситуация серьезна, несколько европейских стран, включая Россию, уже ввели запрет на инсектициды, с 1 декабря вступает в силу двухлетний мораторий во всем Евросоюзе.


Земли в некоторых регионах СССР под лозунгом интенсификации так нашпиговали химикатами, что они до сих пор небезопасны. Белорусская земля счастливо избежала этой участи, но абсолютно чистой ее, увы, не назовешь. Академик Лиштван продолжает: «Перед нами была поставлена задача найти место, к которому можно привязать производство экологически чистых продуктов для детского питания... Мы такого места не нашли».


Слово взял исполнитель научной работы доктор сельскохозяйственных наук из БГУ Корней Довбан. Суть его выступления такова. Земли в Минской области используются лишь на 50 процентов: после уборки в июне–июле они пустуют. На этом страна теряет огромное количество продуктов и кормов, а почва, как ни парадоксально, теряет плодородие. Земли можно и нужно засевать промежуточными культурами — как это опытное поле под Жодино, где ранний картофель убрали 12 августа. Если бы его засеяли сразу, сейчас зеленой массы было бы намного больше. Но ученые смогли найти нужную технику лишь через полмесяца.


Даже после запоздалого сева горчица даст здесь 200 центнеров с гектара. Важна не только масса. Горчица — сама по себе прекрасное органическое удобрение, успешно заменяющее минеральные. Таковы особенности ее корневой системы. Кроме того, она ликвидирует водную и ветровую эрозию, еще и сорные растения заглушает. Фермер Павел из Клецкого района ходил по полю и поражался: «Ни одного сорняка! Как такое возможно?» Соседний, контрольный участок буйно порос сорняками.


Азот — в землю, деньги — на ветер


Кроме того, культура преобразовала атмосферный азот в связанную субстанцию, которую легко усваивают растения. Фактически — повысила плодородие почвы. Иначе большая часть внесенных удобрений просто уйдет с паводковыми водами. Плодородный слой не превышает 25 см (что и демонстрирует яма). Под ним — песок. Как выразился Корней Довбан, решето, сквозь которое и уйдут потраченные на удобрения миллиарды. Цена удобрений, как известно, — одна из составляющих себестоимости (и конкурентоспособности!) продуктов.


Урожайность зеленого севооборота оказалась выше традиционного. В прошлом году здесь собрали отборную гречиху. При этом участок нельзя назвать чисто экспериментальным, который много лет возделывался какими–то особыми методами. Ученым он был передан всего три года назад из обычного севооборота. Иначе говоря, его годами обрабатывали и удобрениями, и средствами защиты. К тому же здесь относительно бедная земля: балльность почвы составляет 23 — 25 при средней по стране — 32.


Итоги эксперимента таковы. За три года почву удалось полностью оздоровить. На 9 гектаров, с которыми ученые экспериментировали, они получили международные сертификаты, позволяющие выращенные здесь культуры продавать в страны Европы и США как экологически чистые. Они стоят на 30 — 50 процентов дороже традиционных (по прогнозам, будут стоить кратно дороже!), спрос на них растет.


Академик И.Лиштван считает итоги убедительными в смысле практическом и философском, обещал сообщить их коллегам по НАН. Он уверен, что нужно найти ресурсы, чтобы шире развернуть подобные работы. Практический итог: в стране можно производить экологически чистые продукты, и это рентабельно. В идеале, полагает академик, под зеленые технологии можно отвести 10 — 12 процентов сельхозугодий. Не только ради экспорта. Прежде всего желательно обеспечить элитными по качеству продуктами детские сады и школы, больницы, санатории и курорты, дома престарелых... Философский смысл в том, что надо менять стереотип: чем больше вложим в землю удобрений, тем лучше. Академик подчеркивает: экологическое земледелие не требует гигантских инвестиций (напротив, сулит экономию!) и предполагает не революцию в сельском хозяйстве, а эволюцию. Прежде всего — сознания.


Представители облсельхозпрода итогами тоже довольны, но хотели бы продолжения эксперимента. Начальник отдела по растениеводству и земледелию Сергей Примаченко: «Пока не знаем, как в условиях биологического земледелия поведут себя злаковые культуры. Трех лет для понимания мало: в стране преобладают 4–, 5– и 7–польные севообороты».


Фермер Павел, который 7 своих гектаров возделывает исключительно по зеленым технологиям, узнал много нового. Но замечает: общество не готово воспринимать экологически чистый продукт как товар особого качества и... цены. Павел свою продукцию продает дорого: молоко — по 15 тысяч рублей за литр, сыр — по 150 тысяч за килограмм, масло — по 125, картофель — по 9. Но не преуспевает. Ожидал, что клиентами станут люди богатые. Но те предпочитают... гипермаркеты. Основными покупателями фермера оказались семьи среднего достатка и даже малообеспеченные, но озабоченные здоровьем детей. Поэтому фермер держит щадящие цены, которых для нормальной рентабельности недостаточно.


Вывод Павла таков: государство должно активнее пропагандировать чистые, здоровые продукты и формировать на них спрос. За фермерами дело не станет. Между прочим, на них надеются и академик Лиштван, и профессор Довбан.


Категорически недоволен итогами семинара консультант облсельхозпрода Святослав Пищик. Биологическое земледелие предполагает, как правило, отказ от традиционной вспашки. Плуг, оказывается, может снижать плодородие почвы. Он, условно говоря, вверх дном переворачивает «дом», в котором живет нужная растениям микрофлора и фауна. Поля предпочтительнее дисковать.


Участники семинара должны были увидеть работу дискатора. Ожидали. Не дождались. Им сообщили: один сломался, другой пробил колесо. С.Пищик возмущался: «Как так! Во всем Смолевичском районе не найти для показа один дискатор?!» Это, дескать, неспроста: кто–то не хочет, чтобы мы его показали.


Еще о вреде и пользе


Самое время упомянуть процессы неявные. Почти четыре года назад «СБ» опубликовала серию статей о новых технологиях земледелия под общим названием «Поле пахаря боится». Завершало ее большое интервью Николая Иванченко, тогда помощника Президента, главного инспектора по Минской области, ныне депутата Палаты Представителей, который эти технологии активно продвигал. Но в редакцию позвонил высокопоставленный специалист Минсельхозпрода и потребовал... прекратить «вредоносные публикации».


Итоги эксперимента в Жодино не все сочтут успешными и очевидными. Это, впрочем, нормально, что ученые спорят. Хуже, что среди тех, кто передовые технологии использует и получает рекордные урожаи, одни и те же названия: «Старица–Агро» в Копыльском районе, «Заря» в Мозырском, агрокомбинат «Ждановичи»... Это значит, что массового распространения они не получили. Совсем плохо, что эффективную технику аграриям не могут показать даже в качестве диковинки. Между прочим, во всем Минском районе под промежуточные культуры отведено лишь около сотни гектаров. Все равно что ничего.

...Российский журнал «Новое сельское хозяйство» приводит данные швейцарского НИИ биологического сельского хозяйства: в 1999 году объем мирового биорынка составлял 15,2 млрд. долларов, а в 2011 году — уже 62,9 млрд., увеличившись более чем вчетверо. По прогнозам, оборот рынка биологически чистых продуктов будет и далее расти, а к 2020 году будет оцениваться в 250 — 300 млрд. долларов. Если прогноз верен, то это означает 20–кратный рост! Какая еще сфера экономики демонстрирует такую же динамику? Вот и в дружественном Казахстане принята концепция развития зеленой экономики на период до... 2050 года.

...В мире есть страны бедные, где люди голодают и рады любым продуктам, даже генно–модифицированным. А есть богатые, к которым вполне можно отнести и Беларусь. Хотя бы потому, что мы производим гораздо больше продовольствия, чем потребляем. Поэтому вполне можем некоторую часть своих площадей выделить под экологически чистые продукты. Не только ради нашего здоровья, хотя это серьезная причина. Важно также не отстать от доминирующей в мире тенденции, остаться на волне прогресса, что белорусскому агропрому всегда удавалось.


Завершим на оптимистичной ноте. Парламентское собрание Союза Беларуси и России приняло модельный закон о биологическом земледелии. Он касается не только нормативной базы зеленых технологий, но и ценовой политики в отношении экологически чистых продуктов. Мы знаем, что они полезны. Ученые доказали, что их можно выпускать и в нашей стране. Осталось подождать, что их будут производить, поскольку это станет выгодно.


Советская Белоруссия №218 (24355). Среда, 20 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter