Возмездие с отсрочкой в девять лет

Давность – подарок для тех, кто совершил преступление...

«Давность – подарок для тех, кто совершил преступление», – говорил герой одного телефильма. Сотрудники милиции из УВД Гродненского облисполкома по прошествии почти девяти лет упекли за решетку двух вымогателей, не дав рэкетирам возможности заполучить такой подарок.

Рабская зависимость

В конце 90-х годов прошлого века в одной из деревень Гродненского района двое несовершеннолетних – Олег Рокотов и его российский приятель Игорь Краснов — возомнили себя этакими хозяевами жизни. Для выполнения собственных прихотей нашли козла отпущения – неспособного за себя постоять односельчанина Павла Липского. Заставляли беднягу прислуживать им, изыскивать деньги на покупку спиртного и закуски. Фактически превратили парня в своего раба. Когда он не выполнял требования, учиняли серьезную взбучку. Кроме того, Краснов ставил Пашу на счетчик, заставляя платить неустойку за невыполненные своевременно требования или писать расписки о якобы взятых у него в долг деньгах.

Через три года после окончания школы Рокотов и Краснов перебрались жить в Гродно, однако Липского в покое не оставляли, периодически сшибая у него деньги на оплату посиделок в ресторанах и кафе. А поздним декабрьским вечером 1999 года эта парочка решила заставить Павла заплатить им кругленькую сумму в одну тысячу долларов США.

На кладбище

Приехав в деревню на машине приятеля, дружки узнали от знакомых, что Павел пошел провожать в соседнюю деревню бывшую пассию Олега Рокотова – Наталью Петрушину. Подъехав к дому Натальи, приятели хитростью выманили Липского на улицу, с помощью кулаков заставили залезть его в багажник машины. Не смея помышлять о сопротивлении, Липский безропотно согнулся пополам в багажнике «Ауди-100», которая направилась прямиком на… кладбище. Там Краснов и Рокотов сначала избили пленника, а затем выдвинули требование раздобыть и отдать им одну тысячу долларов США. При этом ехидно заметили, что бабуля Павла торгует на рынке и деньги у нее должны водиться. В случае отказа платить пригрозили Павлу расправой и для острастки приставили к виску ствол газового револьвера.

Понимая, что собрать требуемую сумму откупных нереально, Липский попытался разжалобить вымогателей, но вместо этого те всучили ему лопату и заставили рыть себе могилу. Это окончательно подавило у жертвы желание перечить. Испугавшись смерти, Павел пообещал взять у бабушки требуемую одну тысячу долларов по частям, начав платить незамедлительно. В тот же вечер он выплатил рэкетирам 50 долларов.

В погребе

Через трое суток преступники потребовали сделать очередной взнос. Осознавая, что денег у родни нет и найти их не сможет, несчастный собрался с духом и обреченно сообщил рэкетирам. Этого оказалось достаточно, чтобы вновь очутиться в роли пленника. Сообщники тут же затолкали его в машину, которая помчалась в Гродно. Возле одного из частных домов Рокотов и Краснов вышли, втянули Липского внутрь и избили. Затем связали руки веревкой и бросили в погреб. А чтобы он не выбрался в их отсутствие, на крышку люка поставили холодильник. После этого уехали развлекаться, решив, что судьбу узника решат потом.

Когда Павел пришел в себя, обнаружил в темноте ребро какого-то металлического предмета и о его край перетер веревку. Освободив руки, опрокинул холодильник и поднял крышку люка, закрывавшего темницу. Через окно выбрался на улицу. Однако вместо того, чтобы заявить о случившемся в милицию, поехал домой.

Перенесенное избиение дало о себе знать через несколько дней после побега. Липский почувствовал боли в пояснице и от врача узнал, что от ударов на почке образовалась киста. Но и после такого диагноза затравленный паренек не решился заявить о случившемся органам правопорядка. А когда произошедшее все же вылезло наружу благодаря обеспокоенным его дальнейшей судьбой родственникам, не назвал следователю имен и фамилий преступников, заявив, что над ним издевались и требовали денег незнакомые лица. Да и показания дал очень обтекаемые, заявив, что злоумышленники денег у него не требовали, а несколько оплеух отвесили из-за ревности к Наталье Петрушиной. Претензий к ним Павел не имеет и потому официально просит прекратить производство по уголовному делу.

Конечно, дело никто не прекратил, ибо оснований к тому не было, но приостановить его за неустановлением виновных лиц пришлось.

Как раскрыли преступление

Почти 9 лет вымогательство, совершенное в отношении Павла Липского, числилось как нераскрытое, пока старший следователь Гродненского УВД Максим Мягков вместе с оперативниками Владимиром Волчкевичем и Дмитрием Фомченковым не взялись за него повторно и очень основательно. Изучив все нюансы, они пришли к выводу, что потерпевший знал преступников, но в силу страха не хотел контактировать с органами правопорядка и говорить правду. Поэтому, вызвав Павла для беседы, в первую очередь убедили парня в том, что гарантируют ему полную безопасность.

В результате были собраны доказательства, уличающие преступников в содеянном. Их оказалось достаточно для предъявления обвинения обосновавшемуся в белорусской столице и, возможно, даже забывшему о некогда совершенном преступлении Олегу Рокотову. Благодаря российским коллегам удалось установить местонахождение и задержать его сообщника Краснова, который давно вернулся на родину.

Почти за год до окончания срока давности совершения преступления, гарантирующего преступникам недосягаемость для правосудия, сотрудники милиции упекли их за решетку. Суд приговорил Олега Рокотова к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Не долог час, когда и его дружок отправится туда же.

Сергей ШЕРШЕНЕВИЧ, главный инспектор организационно-аналитического управления УВД Гродненского облисполкома, подполковник милиции 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter