Возле детских кафе нет очередей

То, что родители для своих кровинушек денег не пожалеют, бизнес уже понял...

То, что родители для своих кровинушек денег не пожалеют, бизнес уже понял: специализированные магазины игрушек–одежек, центры развития растут как грибы после дождя. Диссонанс в картину вносят детские кафе, еще в советские времена снискавшие плохую славу нерентабельных и приказавшие долго жить. На смену им робко приходят новые форматы, однако пока факт остается фактом: даже в Минске, традиционном законодателе мод, этому направлению, мягко говоря, есть куда расти.


Куда, куда вы удалились?


Оставившие столько сладких воспоминаний у многих поколений белорусов «Сказки», «Аленькие цветочки» и «Гномики» всегда считались убыточными и были «на прицепе» у крупных, прибыльных общепитов. Или вообще содержались за счет предприятий, которым принадлежали. Неудивительно, что «лихие 90–е» отправили их в историю. Кстати, туда же ушло и отношение к ребенку как к «недовзрослому». Теперь–то мы уже понимаем, что малыш — самостоятельная личность со своими интересами и потребностями. Вот только сводить его в кафе, придуманное с учетом этих потребностей, — задача непростая.


Недавно стало известно, что собственник решил расстаться с кафе «Жар–птица» в парке Горького — из–за запрета на продажу пива и крепкого алкоголя, действующего во всех детских парках, заведение перестало приносить прибыль. Реакция родителей на форумах была предсказуемой: если бы там можно было нормально поесть и детям было интересно, очередь туда стояла бы и без пива. Парк всегда полон народу, а подкрепиться?.. В основном поп–корн и сладкая вата. Посидеть тут в выходной с семьей хотя бы за чашкой чая или кофе негде. Сразу вспоминается мировой флагман фаст–фуда: в его минских заведениях всегда толпы, хотя это и зона, свободная от спиртного и табака. Ведь надо же куда–то водить детей!


Кстати, знаменитый английский повар и ресторатор Гордон Рамзи на вопрос, как он относится к фаст–фуду, ответил без снобизма: а где еще детям учиться себя вести на людях и понимать вкус блюда? Мол, в юном возрасте все, что нужно, — это сладости и развлечения. Но, конечно, такой подход многих родителей не устроит. В конце концов, пищевые привычки надо формировать с детства, а у нас уже 14 процентов школьников с избыточной массой тела. Итак, что остается? Кафе в театре кукол? Работает только по предварительной договоренности, специализируется на проведении праздников. В заведение при Минском дворце детей и молодежи хоть и забегают перекусить ребята после кружков, но оно тоже с натяжкой детское — садовские выпускные и новогодние вечеринки тут проводят наравне со свадьбами и поминками. Точки при детских развлекательных центрах? В основном меню там недалеко ушло от фаст–фудовского. Директор портала Oede.by Алена Высоцкая и вовсе называет некоторые позиции катастрофой: «Детей пытаются кормить сомнительными бутербродами, картошкой фри. Конечно, может, тут спрос рождает предложение, но для формирования правильных привычек в питании эта еда совершенно не подходит!»


Было бы желание


Кроме того, немаловажно, что попасть в эти кафе можно, только заплатив за вход в собственно развлекательный центр — сейчас это около 40 тысяч рублей. Да и сам формат неспешную семейную трапезу не предполагает: оторвать чадо от игровых автоматов и ползания по лабиринтам ради еды мало кому удавалось. Тем не менее именно сочетание еды и игры — тот ключ, который может открыть заветную дверцу прибыльности. «Современному ребенку мало съесть мороженое, ему нужны развлечения, целый комплекс услуг, — уверена начальник отдела общественного питания главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Ольга Езапенкова, — поэтому в Минске и получили развитие детские кафе в составе развлекательных комплексов. Такие запланированы и во всех новых многофункциональных торговых центрах. Яркий пример — торговый центр «Титан», где не только есть лабиринт и боулинг для маленьких посетителей, но и можно подкрепиться в специализированном кафе, разработано специальное меню».


Ольга Валентиновна признает, что работать есть над чем. Так как ресторанный бизнес у нас практически весь частный, рисковать, делая ставку на самый капризный контингент, он не хочет. Но вот учитывать его интересы «в процессе» порой готов. Во многих взрослых заведениях ребенку подарят шарик, принесут раскраску и карандаши, кое–где есть даже детские комнаты, хотя устраивать их и невыгодно — ведь на этой площади можно запросто разместить еще пару столиков. «В Минске есть около 500 объектов питания, в которых можно отдохнуть всей семьей — пиццерии, ряд ресторанов с детским меню», — Ольга Езапенкова уверена, что с детьми у нас есть куда пойти, было бы желание у самих родителей выводить их в свет. Только вот не всегда отыщется место в зоне для некурящих. Да и посетители, устроившие деловую или романтическую встречу, не всегда рады чужим отпрыскам, веселящимся напропалую...


Возможно, дело с детскими кафе сдвинулось бы, появись перед глазами пример для подражания. Некоторые надежды на это есть — недавно в самом центре Минска над ремонтируемым помещением появилась заветная вывеска «детское кафе». Корреспонденту «СБ» удалось узнать, что тут планируют не только обширное меню, но и анимацию — специальный работник будет проводить игры, конкурсы, сделают уголок с горкой или бассейном с шариками для активных малышей. Увеличивать рентабельность за счет продажи алкоголя и табака тут не собираются — уверены, что ее и так есть за счет чего повышать. Кстати, о спросе. Сейчас стало обычным отмечать прощание с садом или начальной школой, дни рождения, Новый год в кафе. И чтобы выбрать для праздника нужный день, озаботиться придется никак не позже, чем за месяц. «А у нас все уже расписано!» — все чаще слышат нерасторопные родители. Чем не поле для деятельности?


Кстати


В Токио создали детское кафе, которое уже окрестили идеальным. Проходы тут позволяют спокойно передвигаться с коляской, выключатели находятся вне досягаемости ловких ручек, крупная мебель, окна и лампы сочетаются с миниатюрными, а полки разрисованы забавными картинками снизу и лаконичны на верхнем уровне. Тут есть собрание книг с картинками, развивающие игрушки, игровые и мама–комнаты, где, например, в уединении можно покормить совсем маленьких посетителей. Необычно само цветовое решение — это не привычное для детских заведений буйство красок, а ровный светлый тон. Создатели говорят, что он настраивает на гармонию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter