Репортаж с высоты 150 метров: как в Беларуси сражаются с бешенством диких животных

Воздушный удар по бешенству

В этот день со взлетно–посадочной полосы — а, по сути, стерни среди поля — забытого многими аэродрома в деревне Куренец Вилейского района отправилось в небо едва ли не больше рейсов, чем из Национального аэропорта «Минск». Миссия — ветеринарная. Разбросать над окрестными лесами и полями вакцину против бешенства диких животных. Финансируемая Евросоюзом программа идет в нашей стране вот уже три года. В ее суть вникали корреспонденты «СБ».

Воздушный удар по бешенству

Летчики интригуют: подобные полеты на высоте полутора сотен метров — считайте, сафари. Пейзаж открывается отменный. «Знаю, где стоит каждый кабан, каждый лось. В районе Парафьяново возле урочища Осиновщина и вовсе как–то насчитал более двадцати сохатых», — делится наблюдениями командир авиационного отряда авиакомпании «Аист» Сергей Исаченко. Впрочем, не они интересуют пилотов. Санитарная «манна небесная» прилетит к лисам, волкам, барсукам...

Сергей Исаченко«Манна» — это увесистый кусок замороженного мяса, напичканный специальной вакциной. Чтобы «защекотать» обонятельные рецепторы дикого зверя, тот должен слегка подтаять. Разбрасывать «биологическое оружие» один за другим отправляются юркие самолетики. Каждый по своему маршруту. Сергей Исаченко пока еще на земле. Включает планшет, открывает карту и, периодически прерываясь на переговоры с коллегами, раскрывает некоторые нюансы «спецоперации»:

— Каждый борт — а в Вилейке и окрестностях их работает четыре — отрабатывает определенный сектор. Захватывает и соседние районы. В кабине по два пилота. Маршруты отличаются всего на пару градусов. Длина каждого — 50–60 километров. В нашем распоряжении экономичные «Цессны», расход топлива у которых — всего 30 литров. Самолет летит со скоростью 180 километров в час. На километр в ручном режиме второму пилоту, выполняющему и роль оператора, нужно выбросить по 25–30 приманок. Для этого в конструкции воздушного судна предусмотрено специальное отверстие, которое снаружи чем–то напоминает водосточную трубу. Вакцинацию, конечно, можно проводить и в автоматическом режиме, только оборудование, случается, забивается и выходит из строя. Выброску «таблеток» контролирует специальный счетчик. Отмечает на GPS–картах соответствующие координаты.

7-транспорт-авиация-прививки-3588-241014.png
Приманка - это увесистый кусок замороженного мяса, напичканный специальной вакциной. Таких этой осенью разбросали 1,5 млн.

Приманка
Приманка

Всего за рейс нужно разбросать около 6 тысяч приманок. За две недели планируемой работы — почти 1,5 миллиона. С этими целями едва ли не ежедневно близлежащую к границе с Евросоюзом территорию Беларуси облетают две авиационные бригады.

— В нашем распоряжении аэродромы в деревне Боровцы Полоцкого района, Новоселки — Поставского, Куренец — Вилейского, Хожово — Молодечненского, военные площадки в Щучине и Березе. Зачем столько? Это вопрос эффективности. Скажем, наше максимальное подлетное время до точки выброски приманки составляет всего восемь минут. Чтобы добиться этого, пришлось потрудиться и восстановить аэродромы за свои деньги. И надо сказать, что, понимая важность выполняемой нами задачи, многие очень сильно помогают: техникой, людьми, ремонтом. Например, руководители хозяйств «Новоселки–Лучай», «Новая Любания». Всячески содействуют и военные. Виданное ли дело, чтобы малой авиации дали приоритет в использовании воздушного пространства и разрешили пользоваться военными аэродромами? Одно условие — ближе пяти километров к границе подлетать нельзя, — раскладывает экономическую составляющую Сергей Исаченко.

Каждый самолет отрабатывает определенный сектор
Каждый самолет отрабатывает определенный сектор

Управиться авиаторы должны за 12 дней. Только слишком уж много «но». Сергей Исаченко говорит о некоторых из них:

— В первую очередь летчики зависят от капризов природы: день короткий, погода осенью не балует. Нужно как можно эффективнее использовать временной ресурс и все возможности. Причем частенько заглядывают проверяющие, журналисты порой отвлекают. Да и перебои с поставками вакцины случаются, из–за чего иногда уходим на вынужденные выходные. Прошлой осенью еле уложились в срок...

Впрочем, даже такое благое дело, случается, вызывает у жителей окрестных деревень недовольство. Авиаторы вспоминают, как в первые годы на них чуть ли не с вилами бросались, грозились сжечь самолеты. Мол, кабанов травите, в лес не зайти! «Людям сложно объяснить, что все делается для их же пользы. Поэтому больше внимания нужно уделять именно профилактике. Говорить о конкретных результатах. Вот, скажем, ветеринарный врач в Поставах — заядлый охотник — рассказывает, что еще несколько лет назад каждая застреленная лиса была бешеной. Теперь больных и не встретишь».

Прямая речь

Сергей ШестаковСергей Шестаков, начальник управления охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства:

— Государственной программой развития охотничьего хозяйства до 2015 года предусмотрена вакцинация диких животных от бешенства. Наше министерство будет заниматься закупкой соответствующей вакцины за счет бюджетных средств через тендер. Распределять ее будем собственными силами по неохваченной евросоюзовской программой территории.

Комментарий

Петр КрасочкоПетр Красочко, и.о. директора Института экспериментальной ветеринарии им. Вышелесского НАН:

— Проблемой бешенства в нашем институте занимаются уже лет сорок. Основоположник этой борьбы в бывшем СССР — академик Николай Ковалев, который одним из первых разработал вакцину для пероральной иммунизации. Вначале в качестве приманки использовались начиненные вакциной куриные головы и разбрасывались около лисьих нор, но этот процесс достаточно нетехнологичный и для охотников — трудоемкий. Государство пошло на то, чтобы дело облегчить, повысить эффективность и использовать авиацию. За десять лет подобной практики европейские страны уже практически полностью избавились от бешенства.

Ирина СоловейИрина Соловей, старший научный сотрудник лаборатории териологии НПЦ НАН по биоресурсам:

— Основными переносчиками бешенства являются лисы и енотовидные собаки. Кроме того, волки, барсуки, лесные куницы. Больные животные ведут себя неадекватно, агрессивно, людей не боятся, выходят в населенные пункты. Контакт же с подобным зверьем может привести к заболеванию, даже к гибели человека.

Владимир КостинВладимир Костин, директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций:

— Есть такое понятие — авиация ПАНХ. То есть авиация, применяющаяся в народном хозяйстве. Этим направлением занимаются около 7 авиакомпаний. Авиационную технику, как правило, больше используют для мониторинга определенных территорий: в интересах МЧС, Минприроды, Минсельхозпрода и ряда других организаций. Что касается сельского хозяйства, то нынче заказы на работы с воздуха — например, на опыление полей химикатами — поступают достаточно редко. Чаще всего — в сложных ситуациях, когда идут сильные дожди, поля размывает, тракторы вязнут. Дело в том, что использование самолетов и вертолетов обходится дороже, нежели наземной техники. Кроме того, раньше часть сельхозработ дотировалась из государственного бюджета.

Компетентно

Смильгинь ИванИван Смильгинь, начальник управления контроля за противоэпизоотической и профилактической работой департамента ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия:

— За три года проведения вакцинации диких плотоядных животных с использованием авиации мы получили значительный эффект. Если в 2011 году по стране было 1.372 случая заболевания бешенством у диких животных, то в 2012–м — уже 507, а в 2013–м — 453. По итогам восьми месяцев этого года показатель снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого на 35%. Такие мероприятия проводятся в 150–километровой зоне, прилегающей к границе с Евросоюзом. На необрабатываемых территориях — в Могилевской, Гомельской областях — заболеваемость несколько выше.

deu@sb.by

Советская Белоруссия №213 (24594). Четверг, 6 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter