“Воздушный бой” под крышей

Молодые летчики совершенствуют свое летное мастерство на тренажерахСтарший лейтенант Степаненко выводит свой МИГ-29 на взлет. Скорость на спидометре постепенно растет, самолет отрывается от земли и взмывает над аэродромом. Внизу лежит город, но скоро летчик от него удаляется. Перед ним стоит задача — уничтожить вражеский штурмовик. Через пару минут цель обнаружена, после непродолжительного воздушного боя она сбита. Все это действо разворачивается не в небе, а в просторном павильоне.

Сегодня молодые летчики 61-й истребительной авиабазы под Барановичами могут оттачивать свое мастерство, не выходя из помещения. В этом им помогают тренажеры, которые моделируют управление истребителями МИГ-29 и СУ-27. Они позволяют отрабатывать такие элементы пилотажа, как взлет, посадка, дозаправка в воздухе, воздушный бой. Летчики находятся в кабине, которая повторяет кабину реального самолета, а перед ними — большой экран, на котором отображено все то, что они видели бы во время настоящего полета.
Каждый тренажер стоит около пяти миллионов долларов. При этом  летчики уверяют, что они только способствуют экономии средств. К примеру, боевой вылет в среднем длится немногим более получаса. За это время МИГ-29 “съедает” две с половиной тонны топлива, а Су-27 — около четырех!
В отличие от настоящих самолетов тренажеры никак не зависят от погоды. Поэтому работать на них можно хоть каждый день. Впрочем, при помощи компьютерных программ можно смоделировать природные катаклизмы или сбои в работе самолета, чтобы летчики отработали навык пилотирования в экстремальных условиях.
В основном “самолетозаменители” предназначены для молодого летного состава, однако и опытные пилоты не пренебрегают ими. “Переключатели, тумблеры, приборы — кабина тренажера и самолета полностью идентичны, — говорит летчик первого класса Валерий Бойко. — Только нет болтанки и перегрузок. Я и сам каждую неделю занимаюсь на тренажере около часа. Впрочем, сегодня у молодежи хватает летной практики. Если раньше выпускники военной академии  выстраивались в очередь на один самолет, то сегодня в их распоряжении столько машин, сколько им необходимо”.
К сожалению, корреспондента “НГ” за штурвал тренажера не пустили. “А вы бы дали кому-нибудь сесть за руль вашего “БМВ”? — ответил вопросом на наши просьбы заместитель командира авиабазы Владимир Рябухин. — Люди готовятся неделями, сдают зачеты, чтобы поработать на этом тренажере. Без этого этапа никого не допускают к управлению реальным самолетом”.
Опытные летчики говорят, что ни один тренажер не заменит настоящего самолета. Однако они также уверены, что управиться с истребителем после тренажера гораздо проще.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter