Почему в реализации амбициозного проекта заинтересованы сразу три страны: Беларусь, Польша и Украина?

Войти в Днепробуг дважды

Этот проект оценивается в сотни миллионов долларов. Он может существенно изменить транспортную карту Европы, и в его реализации заинтересованы, как минимум, три страны: Беларусь, Польша и Украина.


О том, что неплохо бы восстановить водный путь из Днепра в Вислу, говорили давно. Но с мертвой точки дело сдвинулось лишь два года назад, когда амбициозный проект приобрел статус трансграничного и получил необходимое финансирование. Почему эта инициатива имеет огромное значение для нашей страны и что стоит за казенным названием «Восстановление магистрального пути Е-40 на участке Днепр — Висла», выяснил корреспондент «Р». 

Речной путь из Балтийского в Черное море начали прокладывать еще в 1775 году. Для этого нужно было решить непростую задачу — соединить бассейны Припяти и Буга. Так появился Днепровско-Бугский канал. Весной 1784 года караван из 10 судов, груженных копченой рыбой, грибами, медом, воском и прочим добром, впервые отправился по каналу из Пинска в Варшаву. А оттуда — по Балтийскому морю в Гданьск. В советские годы грузооборот по нему достигал двух миллионов тонн в год.

Судоходство по Днепробугу прекратилось в годы войны. По данным Главного управления Красной армии, за 1942 год немецкие оккупационные власти перевезли по каналу 200 тысяч тонн грузов. После того как партизаны провели Днепровско-Бугскую операцию и взорвали несколько шлюзов, уровень воды в канале понизился до 30—60 см. В итоге 120-километровый участок от Кобрина до Пинска стал несудоходным. 

Движение на белорусско-украинском участке водного пути восстановили уже после освобождения Беларуси, в 1945-м. А вот река Западный Буг на участке от Бреста до Варшавы так и осталась непригодной для судоходства. Но проблема решаема, убеждены эксперты.

Задача-максимум трансграничной программы — создание речного пути из Балтийского в Черное море. Фактически это альтернатива существующей артерии, которая проходит по Рейну и Дунаю. Но речной путь через Беларусь, Польшу, Украину короче почти на 1000 км. 

— Восстановление магистрального пути Е-40 — чрезвычайно масштабный проект, который очень важен и для Беларуси, и для Польши, и для Украины. Главное, что его реализация все-таки началась, — говорит генеральный директор РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Николай Котецкий. — У приграничных регионов трех стран есть шанс стать крупными центрами перевозок международного значения, что, несомненно, придаст импульс их развитию. Это и создание новых рабочих мест, и немалый объем работ для строительных организаций, и модернизация инфраструктуры.

Пропускная способность канала составит не менее 4 млн тонн грузов в год. В том, что он будет востребован, эксперты не сомневаются и называют несколько преимуществ речного транспорта. К примеру, баржа-площадка грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 ва­гонов 50-тонников или 45 автомобилей грузоподъемностью 20 тонн. К тому же водный транспорт значительно удобнее при транспортировке крупногабаритных грузов. 

— Наиболее важный аспект для экономики нашей страны — выход к портам Черного и Балтийского морей, в сеть внутренних водных путей Западной Европы. А благодаря морским портам Гданьска, Гдыни и Одессы товары, перевозимые по водному пути E-40, будут доставляться в любую точку мира, — убежден Николай Тимофеевич. — Что же касается белорусских речных портов, они станут воротами на общий рынок ЕЭС.  


Инициаторы проекта всерьез говорят и о создании нового туристического продукта — трансграничных речных круизов. Уже в следующем году ожидается ввод в эксплуатацию первого белорусского круизного теплохода на маршруте Брест — Киев. 

— К тому же перед нами ставится задача оказывать минимальное воздействие на окружающую среду. Для этого мы планируем использовать лучшие мировые технологии. Уже давно доказано, что водный транспорт наиболее экологичный. К примеру, выбросы углекислого газа у него в 1,5 раза меньше, чем у железнодорожного, и в 5 раз ниже, чем у автомобильного, — рассказывает Андрей Рекеш, секретарь комиссии по вопросам развития водно-транспортного соединения Е-40 на участке Днепр — Висла. 

Но первична все же экономика. В существовании речного пути из Балтики в Черное море заинтересованы также главы польских воеводств, руководители портов Гданьска и Гдыни.

— Мы провели соответствующие переговоры и получили поддержку с их стороны, — отмечает Андрей Рекеш. — Благодаря восстановлению пути Е-40 эти порты могут рассчитывать на увеличение количества перевозимых грузов. Разумеется, в развитии водного пути заинтересованы и многие белорусские предприятия. Среди них Мозырский НПЗ, микашевичский «Гранит», калийный комбинат в Петрикове.

Чтобы водный путь «из варяг в греки» стал реальностью, предстоит проделать огромный объем работ. На Днепровско-Бугском водном пути нужно завершить модернизацию всех гидроузлов. Планомерная работа по их реконструкции ведется с 2003 года. Пять гидроузлов из одиннадцати уже обновлены и соответствуют всем европейским требованиям. Обслуживание старых узлов обходится чрезвычайно дорого. Так что их модернизация — исключительно вопрос времени. 

Еще больше предстоит сделать на другом участке — от Столинского района до границы с Украиной. Дело в том, что здесь судоходство затруднено из-за отсутствия гидротехнических сооружений. Суда могут преодолевать этот отрезок и сегодня, но все же здесь нужно построить 6 — 7 гидроузлов, говорит Николай Котецкий:

— Соответствующий проект разработан еще в 1981 году, но дальше проекта дело так и не пошло. Эти узлы нужны, чтобы, образно говоря, превратить грунтовую дорогу в автобан. Уязвимость этого участка проявилась в нынешнем году. Летом, когда уровень воды в Припяти сильно упал, по реке перемещали груз из Украины на Мозырский НПЗ. Впереди баржи шел земснаряд, который фактически прокладывал ей путь.

Наконец, экспертам предстоит выбрать оптимальный вариант прохождения водного пути через Брест и белорусско-польскую границу. Вероятно, на этом участке придется строить новый канал.

Хватает забот и у польских коллег. Их главная головная боль — река Западный Буг, которая проходит по территории заповедника «Натура 2000».

— Любые работы на территории заповедника запрещены, — говорит Андрей Рекеш. — Поэтому поляки даже не рассматривают вариант восстановления водного пути по существующему руслу, а ищут выход из сложившейся ситуации. Скорее всего, построят новый канал вдоль реки Западный Буг. Его примерная длина составит около 150 км. 

В декабре в Люблине состоится 3-я сессия Комиссии по вопросам развития водно-транс­портного соединения Е-40 на участке Днепр — Висла. Там и будет представлено техни­ко-экономическое обоснование проекта. 

— Следующая стадия — подготовка проектной документации и получение всевозможных разрешений. Нужно понимать, что это очень масштабный проект. Объем работ огромный. Что же касается инвестиций, то речь идет о сотнях миллионов долларов, — считает Андрей Рекеш. — Значительную часть этих средств мы надеемся освоить на белорусской территории. А до Варшавы доплывем обязательно! Хотя говорить о конкретных сроках открытия водного пути Е-40 пока рано.

p.losich@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter