Война за линией фронта

Четыре года ее вели с фашистами белорусские чекисты

Четыре года ее вели с фашистами белорусские чекисты

Поздним декабрьским вечером 1943-го на перекрестке минских улиц Немиги и Островского притормозила пролетка, из которой раздавались крики и звуки борьбы. Несколько секунд спустя на мостовую выпал человек, вслед раздались выстрелы. Мужчина на дороге затих, пролетка прибавила скорости и растворилась в темноте…

Так членами специальной группы «Мстители», созданной в тылу врага НКВД-КГБ, был ликвидирован бургомистр Минска Ивановский. Чекисты, подсев к нему в дороге, планировали захватить назначенного фашистами чиновника и доставить его в партизанский отряд. Однако бургомистр оказал сопротивление, стал кричать, выхватил пистолет. И тогда разведчики приняли решение уничтожить изменника.

Одним из тех, кто в тот вечер вскочил в бургомистерскую пролетку, был Николай Мельников, молодой сотрудник НКВД, служивший накануне войны в Витебске, а затем направленный для выполнения важного задания в Белостокскую область Беларуси. В первые дни Великой Отечественной он действовал как разведчик в прифронтовой полосе, а после, пройдя спецподготовку в Подольске, был заброшен в тыл врага на территорию Пуховичского района.

В конце декабря, после выполнения задания, Николая Мельникова вместе с командиром группы отозвали в Москву, где он был назначен заместителем начальника отдела НКГБ БССР. Позже, уже после войны, чекист продолжил работу в Гродно. Однако прослужить ему довелось недолго. Вскоре Николай Мельников вышел в отставку по состоянию здоровья (открылся туберкулез) и умер в мае 1953-го.

Материалы, рассказывающие о его подвиге, хранятся в архиве управления КГБ по Гродненской области рядом со многими другими свидетельствами героического участия чекистов в борьбе с фашистскими захватчиками. Это участие имело свои особенные черты – именно сотрудникам НКВД отводилась важная роль в организации сопротивления в немецком тылу, создании диверсионных групп, партизанских отрядов.

«В 3 часа 15 минут 22 июня в небе над Белостоком раздался гул моторов, — вспоминал начальник УКГБ по Белостокской области в 1940—1941 годах Сергей Бельченко. – Первые фашистские бомбы упали рядом с домами, где располагался штаб 10-й армии и управления НКВД-КГБ. После полудня, имея данные об отступлении наших войск, я сформировал две разведывательно-диверсионные группы во главе со своими заместителями – старшими лейтенантами госбезопасности Юриным и Сотниковым. Они должны были действовать до контрнаступления Красной армии. Однако это затянулось на долгие четыре года». Позже по приказу первого секретаря ЦК КПБ П. Пономаренко Бельченко явился на заседание военного совета в Могилеве, которое вели начальник Генерального штаба Шапошников и маршал Ворошилов. Услышав о созданных диверсионных группах, Ворошилов сказал: «Будут партизанить».

Уже в июне—августе 1941 года под эгидой НКГБ БССР в оккупированных районах были созданы 15 партизанских отрядов, 45 оперативных групп, насчитывающих две тысячи бойцов. В непростых условиях они наносили ощутимые удары по врагу. В июле 1941-го отличился отряд под командованием того самого заместителя начальника УКГБ по Белостокской области С.Юрина. Организовав засаду, партизаны рассеяли колонну немецких мотоциклистов, после чего фашисты долгое время не появлялись на левом берегу Березины. В августе отряд уничтожил более сотни солдат и 50 автомашин, напав на немецкую колонну. Юрин стал одним из первых чекистов, награжденных орденом Ленина за успешные действия в тылу врага.

В 1943 году была воссоздана система органов госбезопасности БССР, в том числе и на оккупированных территориях. На Гродненщине действовал 21-й специальный разведывательно-диверсионный отряд и группа НКВД. Руководители двух из них – спецотряда «Боевой» Валентин Неклюдов и спецгруппы «Буря» Николай Михайлашев — были удостоены звания Героя Советского Союза. Только в апреле—июле 1944-го «Бурей» было подорвано 43 немецких эшелона. «Боевой» 24 февраля 1944 года успешно провел операцию по ликвидации нациста Забеля, занимавшегося вывозом материальных ценностей из Беларуси.

Активно работала на Гродненщине спецгруппа «Пламя», получившая ценные сведения о сотрудничестве «Белорусской центральной рады» с немецкими оккупационными властями. В центр была направлена информация о замыслах БЦР по использованию Белорусской краевой обороны для борьбы с партизанами. Оперативные сотрудники группы выявили 31 агента немецкой службы безопасности СД, заброшенного в партизанские отряды, взорвали 5 вражеских эшелонов.

Главной задачей спецгруппы «Пограничная» являлся сбор сведений о дислокации, структуре, численности бандформирований, действующих в Лидском, Вороновском, Новогрудском, Ивьевском районах. Полученные ими данные о бандах «Рагнера», «Крыся», «Олеха» пригодились и после освобождения Гродненщины от захватчиков. Сотрудники госбезопасности, вошедшие в Гродно вместе с передовыми частями Красной армии, в июле 1944-го начали непримиримую борьбу с бандами, которая продолжалась для них и после войны…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter