Выражение «Война все спишет» - актуально ли оно в нашем пронизанном интернетом мире?

Война все спишет?

Западные страны озабочены «второй волной коронавируса». Между тем они там еще не решили, кто виноват в первой. «Парижская прокуратура открыла расследование, его цель — установить степень ответственности органов государства в кризисе, связанном с пандемией», — сообщает Euronews. Пока же имеет смысл в очередной раз обвинить Россию, теперь в «занижении официальной статистики смертности». 

Выходя на работу, посещая пляжи и музеи, отдыхая в кафе, европейские граждане хотят знать результат «первого тайма». Он не утешает, хотя цифры, понятное дело, еще не окончательные. Скажем, «количество инфицированных» — ясно, что чем больше ты проводишь тестов, тем больше это количество будет. В соотношении к населению страны в целом на 10 июня цифры такие: Великобритания — 0,46 процента инфицированных, Испания — 0,61 процента, Италия — 0,38 процента, США — 0,62 процента, Россия — 0,34 процента, Беларусь — 0,53 процента. 

Иначе говоря, процесс тестирования на коронавирус в разных странах поставлен примерно одинаково, доли инфицированных в общем числе населения схожи. Тогда, как писал поэт, давайте посчитаем раны. 

Количество умерших от коронавируса по отношению к количеству инфицированных на 10 июня таково: Великобритания — 14,14 процента, Испания — 9,39 процента, Италия — 14,45 процента, США — 5,58 процента, Россия — 1,29 процента, Беларусь — 0,56 процента. У условной «парижской прокуратуры» не могут не возникнуть вопросы типа «как же так?», «чем это можно объяснить?» и «кто виноват?». А ведь пандемия в Европе, судя по сборным европейским данным об общей смертности, фактически закончилась. 

Тут и правда будешь ждать «второй волны» как манны небесной: чтобы хоть отложить неприятные ответы. Даже если вопросы все равно останутся. 

Пресс‑секретарь ­Президента России Дмитрий Песков в интервью американскому телеканалу CNN предложил свою версию: «Вы не подумали о возможности того, что в России более эффективная система здравоохранения и что есть возможность для того, чтобы большее число людей осталось в живых». Надо признать: и правда, такая мысль в голову корреспондента не приходила. Просто не могла прийти. 

Особенно интересными на этом фоне выглядят следующие заявления от наших соседей из Литвы. Положение в Беларуси вызывает там «беспокойство», в России, они считают, «вспышка не взята под контроль». И вообще «ситуацию в России и Беларуси по‑прежнему сложно оценивать, потому что из‑за иной методики регистрации статистические показатели в этих странах искусственно занижены», говорится в совместном сообщении ученых Литовского университета наук о здоровье и Литовского института энергетики. Жаль, как говорится, что нам не удалось послушать и начальника транспортного цеха. 


Смотрим цифры: на 10 июня в Литве инфицированных насчитывается 0,06 процента от населения, в Польше — 0,07 процента. Так бывает? Проверяем количество тестов: в Литве их проведено 127 на 1000 человек населения, в Польше — 29, в 4,5 раза меньше. А инфицированных — одинаково. Причем в 5, а то и в 10 раз меньше, чем в приведенных выше странах. Там, у наших западных соседей, что — богатыри живут? Не будем же мы вслед за ними повторять про «искусственно заниженные показатели», правда? 

Да нет, не богатыри: смертность, если взять на количество инфицированных, в Литве — 4,17 процента, в Польше — 4,30 процента. Ожидаемо чуть получше, чем в США, и сильно хуже Беларуси и России. Но литовским ученым‑энергетикам трудно оценить как эти цифры, так и «ситуацию в России и Беларуси». И, в общем, понятно почему.

Так ведь это мы еще не обсуждаем карантин, массовые увольнения, рост домашнего насилия, разводы — и коррупцию. «Еврокомиссия предлагает потратить на восстановление Евросоюза 750 млрд евро. Есть опасность нецелевого использования части этого фонда», — дипломатично выразился генеральный секретарь антикоррупционного органа Совета Европы (GRECO) Джанлука Эспозито. 

Эти завалы, которые все равно как‑то придется разгребать, не трогаем. Речь пока просто о том, где и как умеют своих людей лечить. Как готовятся, что делают или не делают, есть ли в стране система здравоохранения для населения или только для избранных, обоснован ли был карантин с научной точки зрения. Все эти вопросы обобщенная «парижская прокуратура» обязательно задаст. «Вторая волна», о которой предпочитает сейчас говорить европейский истеблишмент, лишь отложит их. 

Но вот дождемся ли мы ответов, будут ли они опубликованы, чем закончится расследование — вот это еще один большой вопрос. На который, как нам тут представляется, мы ответ уже знаем. 

Поэтому еще раз повторим цифры. Они не радуют нас, это не то слово: они дают уверенность. В себе, в своем народе, в своем государстве. Смертность среди инфицированных: Великобритания — 14,14 процента, Испания — 9,39 процента, Италия — 14,45 процента, США — 5,58 процента, Россия — 1,29 процента, Беларусь — 0,56 процента. 

А пока с прошедшим Днем Великой Победы нас! С Днем медицинского работника всех причастных белорусов! И с наступающим Днем Независимости Республики Беларусь!

mukovoz@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter