Россия и Запад снова спорят из-за Сирии

Война в пробирке

В Совбезе ООН снова обсуждали Сирию, а точнее, итоги расследования химических атак в Хан-Шейхуне 4 апреля этого года. Химические атаки, в которых западные правительства поспешили обвинить официальный Дамаск, вновь поставили под вопрос легитимность Башара Асада как участника мирного процесса.

Инцидент произошел как раз в тот период, когда сирийские правительственные войска при поддержке России развивали победное наступление на позиции «Исламского государства» и других фундаменталистских формирований, а на Западе только-только начали свыкаться с участием Асада в процессе мирного урегулирования. Тогда Дамаск был объективно заинтересован в максимально возможной чистоте своего имиджа, поэтому организация им химических атак изначально выглядела нелогичной, породив подозрения, что сами атаки были инсценированы для дискредитации правительства Асада. Тем более опыт подобного рода фальсификаций накоплен изрядный: достаточно вспомнить пробирки Колина Пауэлла как доказательство наличия у Саддама Хусейна химического оружия в 2003 году.

Фото xlom.ru

Доклад совместной комиссии ООН и Организации по запрещению химического оружия, зачитанный на заседании Совета Безопасности, так и не внес ясности в вопрос. Из слов докладчика Эдмона Муле явствовало, что в атаках в Хан-Шейхуне действительно повинен Дамаск, однако эти выводы не удовлетворили Россию и Китай. Владимир Сафронков, представлявший на этом заседании РФ, обрушился с критикой на представленные комиссией выводы. Среди главных претензий российской стороны – достоверность проб отравляющего вещества, полученного из третьих рук, а не непосредственно с места атаки, а также то, что эксперты комиссии за время расследования так ни разу не побывали в Хан-Шейхуне.

США, со своей стороны, дежурно обвинили Россию в покрывательстве официального Дамаска, хотя обещали внести в Совбез ООН резолюцию, частично учитывающую российские пожелания и предложения по дальнейшей работе комиссии. Поддержал выводы комиссии и Европейский союз.

Таким образом, между Россией и обобщенным Западом в очередной раз зафиксирован раскол по сирийской проблеме. Позиции Москвы и западных столиц в этом вопросе расходились всегда, однако до недавнего времени Россия весьма успешно навязывала Западу свою повестку. Оказав военную поддержку Дамаску, РФ вынудила ЕС и США считаться с Асадом как с участником переговорного процесса. Российская дипломатия настойчиво давила на Запад в вопросе разграничения так называемой умеренной оппозиции и экстремистов, тем самым сокращая поле для маневра в поддержке противостоящих Асаду сил. Наконец, неприятным сюрпризом для ЕС и США стали действия союзника по НАТО Турции, которая повела в Сирии собственную игру, все чаще солидаризируясь с Ираном и Россией. В частности, астанинский формат переговоров по сирийскому урегулированию был запущен благодаря совместным усилиям Москвы, Тегерана и Анкары.

Благодаря ловкой политике Кремля Сирия грозит стать крупнейшим внешнеполитическим провалом коллективного Запада, и этого там простить Москве, конечно, не могут. Поэтому будут всячески стараться переиграть неблагоприятную для себя ситуацию, и атаки в Хан-Шейхуне являются для этого одной из главных зацепок. Вместе с тем возможности повлиять на обстановку в Сирии у Запада сейчас ограниченны. По большому счету, у США и ЕС нет общего видения своей политики на Ближнем Востоке — достаточно вспомнить их разногласия по ядерной сделке с Ираном, который в настоящее время является одним из ключевых игроков в сирийском конфликте. Это дополнительно осложняется внутренними неурядицами — продолжающимся противостоянием Трампа и конгресса, нарастающим евроскептицизмом внутри ЕС и т.п. Тем не менее очевидно одно: и Вашингтон, и Брюссель будут делать все возможное, чтобы максимально затянуть невыгодное для себя разрешение сирийского конфликта.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter