Война позвала в небо

Сергей Валицкий отдал авиации 35 лет своей непростой жизни

Тридцать пять лет жизни Сергей Валицкий отдал авиации и встретил на летном поле свою судьбу

Тридцать пять лет своей непростой жизни он отдал авиации. Был талантливым первоклассным летчиком и умным внимательным наставником молодых пилотов.

А все начиналось в далекие тридцатые годы прошлого столетия. Коренной минчанин, он после окончания семилетки работал токарем на одном из заводов белорусской столицы и одновременно продолжал учиться в вечерней школе. Юноша не скрывал своей радости, когда его приняли в планерную школу минского аэроклуба. А вскоре по направлению комсомола Сергей Валицкий стал курсантом Тамбовской летной школы гражданского воздушного флота, которую успешно закончил в 1940 году. Работал пилотом-инструктором в учебной эскадрилье, сначала в Минске, а перед самым началом Великой Отечественной — в Гомеле: учил летать белорусских парней. Успел сделать два выпуска курсантов, которые самоотверженно сражались в огненном небе войны.

…Их учебную эскадрилью срочно перебросили на восток страны — в Актюбинск.

И вот уже третьи сутки нагруженный людьми и авиационной техникой медленно движется поезд. Пилот-инструктор Сергей Валицкий вместе с товарищами по летной работе в пути. Монотонно постукивают колеса, за окнами мелькают незнакомые пейзажи. Позади сотни километров. С волнением и тревогой ловил он каждое сообщение Совинформбюро. На одном из полустанков, где пришлось стоять дольше обычного, не-ожиданно услышал по радио: «Наши войска оставили город Минск…» «Как же там мать и сестренка?» — лихорадочно думал Сергей. И с новой силой утверждался в желании: поскорее на фронт.

Но на все рапорты с просьбой отправить его в действующую армию был один ответ: «Готовить для фронта летные кадры — это тоже боевая задача».

Осуществить мечту он смог только в 1942 году на Калининском фронте. Сначала вывозил раненых из-под Ржева, Торопца и Великих Лук. Эти полеты в тот грозный период были не менее важны, чем боевые операции истребительной и дальней авиации. В единоборстве с противником в воздухе Валицкому не раз приходилось применять военную хитрость и изобретательность. Незаметно для врага он на своем тихоходном У-2 проникал к передовым частям с приказом штаба фронта и не раз, рискуя быть сбитым вражескими истребителями, снижался до «птичьего полета» и незаметно уходил от врага.

Летая в 105-м гвардейском ордена Александра Невского Паневежском полку, он все чаще выполнял сложные ночные полеты в глубокий тыл врага, на оккупированную фашистами родную Беларусь.

Как-то раз за несколько дней до начала операции «Багратион» он возвращался на своем У-2 из партизанской бригады Солдатенко. На борту находилось шестеро ослабленных малолетних детей. Под крыльями самолета змейками извивались небольшие речки, мелькали озера, густым шатром раскинулся лес.

И вдруг погода стала резко ухудшаться. Сплошной белой пеленой окутал землю неожиданно появившийся туман. По расчету, самолет уже миновал линию фронта, и до полевого аэродрома оставалось несколько минут полета. Но видимость становилась все хуже и хуже. Посадка же вслепую была опасна.

В надежде найти хоть какое-нибудь окно летчик продолжал полет и, используя все свое летное мастерство, посадил свой «крылатый вездеход» на крохотную полянку, рядом с глубоким противотанковым рвом. Когда замер мотор, в бензобаках, как следовало ожидать, почти не осталось горючего.

Вскоре самолет оказался в плотном кольце местных жителей, неизвестно откуда появившихся в этой, казалось бы, безлюдной местности. Здесь же оказались и бойцы одной из воинских частей. С наступлением погоды они помогли Сергею снова подняться в небо, чтобы доставить детей на базовый аэродром.

Продолжая участвовать в операции «Багратион» по освобождению родного края, Валицкому часто приходилось сажать свой самолет почти под самым носом у гитлеровцев на небольшие пятачки израненной бомбами и снарядами земли. В одном из таких полетов ему было поручено доставить в партизанский отряд в районе Орши боеприпасы и снаряжение для народных мстителей. Когда до земли оставались считанные метры, сработало какое-то подсознательное предчувствие. «Не ошибаюсь ли я? — подумал Сергей. — Уж что-то очень ярко горят эти костры». В нарушение установленных правил он на снижении включил на короткое время бортовые фонари и тотчас увидел фашистов. Сигнальные огни костров оказались ложными.

Поняв, что коварный план раскрыт и самолет уходит без посадки, гитлеровцы открыли по нему беспорядочную стрельбу. Но Сергей, набрав высоту, успел уйти в темную даль короткой спасительной июньской ночи.

А потом он продолжал полеты на самолете У-2 в составе 16-го авиационного полка 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, личный состав которой активно действовал в районе Орши, Шклова, Могилева.

Помимо полетов к белорусским партизанам, которые в тот период все чаще и чаще соединялись с частями Красной армии, Валицкому приходилось доставлять срочные грузы, боеприпасы и другое снаряжение наступающим войскам.

После таких полетов техники, бывало, удивлялись: «Как же ты летел, товарищ лейтенант?» — «Пока вертится винт, пока не отрубят крылья, пока не перестанет биться мое сердце, я буду летать и бить ненавистного врага», — отвечал пилот.

И вот уже его самолет в родном Минске.

Однажды, получив боевое задание, Сергей, надевая на ходу шлемофон, быстрыми шагами направился к самолету. И вдруг, к удивлению, увидел возле своего У-2 стройную девушку в форме авиационного техника.

«Не понял?!» — недоуменно воскликнул пилот. Старший техник, находившийся рядом с девушкой, поспешил объяснить: «Вот, прислали из соседнего полка на замену. Наш техник болен, отправили в медсанчасть». В подробности вникать было некогда, предстоял сложный полет к линии фронта. Приняв рапорт от техников о готовности машины, Сергей проворно запрыгнул в кабину, и через несколько минут его самолет, пробежав несколько метров по летному полю, медленно начал набирать высоту…

Выполнив задание, Валицкий вернулся на свой аэродром. И снова был удивлен: на стоянке его ждала та же девушка. На этот раз она немного смущенно спросила летчика: «Товарищ лейтенант, есть замечания по работе авиационной техники?» На что он бойко ответил: «Нет, товарищ сержант. Все хорошо. Молодец!» А потом, отбросив положенные формальности, спросил: «Можно узнать, как вас зовут, девушка?» — «Валя», — ответила она.

Так состоялось знакомство, которое в скором времени переросло в настоящую боевую дружбу, а позже — в любовь.

Полк, в котором воевала Валентина Румянцева, как и полк Валицкого, дошел до Берлина. А до победных дней у нее, как и у Сергея, была долгая дорога сначала в гражданской, а потом и в боевой военной авиации.

…После окончания в 1940 году Московского авиационного технического училища ее, молодого специалиста, направили далеко от дома — в солнечный Таджикистан. Там, в Сталинобаде, она услышала о начале войны. Валентина несколько раз писала рапорты с просьбой направить ее на фронт. И в начале мая 1942 года ее просьбу наконец удовлетворили.

Полк, в котором она начинала свой боевой путь, был одним из трех полков, укомплектованных только девушками. 27 мая 1942 года, покинув учебный аэродром в Поволжье, 46-й женский авиационный полк под командованием майора Евдокии Бершанской вылетел на фронт. В составе эскадрильи бесстрашной летчицы Марины Чечневой, впоследствии Героя Советского Союза, получила первое боевое крещение и сержант Валентина Румянцева. Сложно было работать во фронтовых условиях — в любую погоду под открытым небом. А У-2, позже переименованный в ПО-2, приходилось обслуживать ночью, чтобы не демаскировать аэродром. Нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в предельно сжатые сроки. Девушки творили чудеса.

За бои по освобождению Беларуси полк был награжден орденом Суворова третьей степени. А весь его состав — орденами и медалями. До этого полк завоевал звание гвардейского, получил почетное наименование Таманского, был награжден орденом Красного Знамени. Мужеству и героизму сугубо женского полка не было предела. Двадцать три девушки из его состава были удостое-ны высокого звания Героя Советского Союза.

Светлой памяти советских женщин, защищавших небо Родины от гитлеровских захватчиков, в 1982 году была посвящена картина Центральной студии детских и юношеских фильмов имени М. Горького «В небе «ночные ведьмы». Режиссер-постановщик — Герой Советского Союза Евгения Андреевна Жигуленко прошла в полку ночных бомбардировщиков путь от предгорий Кавказа до Берлина. На ее боевом счету 968 ночных вылетов в тыл врага и за линию фронта. Немало смелых рейдов она совершила и при освобождении Беларуси. После войны Евгения Жигуленко закончила режиссерский факультет ВГИКА и, желая рассказать о пережитом в годы Великой Отечественной, создала замечательную киноленту о своих боевых подругах.

В основе фильма — история 46-го гвардейского Таманского авиаполка ночных бомбардировщиков. «Ночным ведьмам» было тогда от 16 до 25 лет. Но ни молодость, ни неуклюжесть с виду «небесных тихоходов» У-2 не мешали им наносить точные бомбовые удары по врагу. А в короткие минуты отдыха «ведьмы» мечтали о счастье и любви, тосковали о доме, родных и близких.

В составе своих полков Валентина Румянцева и Сергей Валицкий дошли до поверженного Берлина. Оставив свои имена на стенах Рейхстага, они встретились снова, уже в Москве, на воздушном параде Победы. Боевые друзья стали мужем и женой.

В Минске они продолжали верно служить любимому делу — авиации. Сергей Вячеславович бороздил просторы пятого океана, а Валентина Федоровна готовила к полетам самолеты, которым какую только работу ни приходилось выполнять в те послевоенные годы! Пассажиры, почта, геологи, врачи, лесные патрули, труженики полей… Все это было заботой гражданской авиации нашей республики тех лет.

Фото: семейный альбом

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter