Война не знает передышки

Борьба за сознание: Манипулятивные технологии вчера и сегодня

Манипулятивные технологии вчера и сегодня

В эпоху до пороха война велась металлом. В эпоху пороха — огнем. В наше время война ведется информацией, поскольку это единственное оружие в борьбе за сознание. Горькая констатация перевернула все наши представления о слове, которое, по определению Булата Окуджавы, «Бурь не предвещало — было пламенным сначала». А затем с его помощью такое порой творилось, что уму непостижимо!

В грозном ХХ веке манипулятивные технологии были поставлены на поток. Отрабатывались приемы и методы влияния на сознание и подсознание человека, появились имиджмейкеры-пиарщики, лепившие пасквили в духе запутанной дезинформации. В нацистской Германии даже не поленились сформулировать для печати пропагандистские цели, сводящиеся к тому, чтобы возложить на других вину за развязанную войну, доказать «правдивость» фашистов, показать слабость и упадок противника, силу и «высокий моральный дух» немецких войск.

Однако вражеские полчища уже у стен Брестской крепости встретили упорное сопротивление. В клубах дыма и гари над пограничной цитаделью занималась победоносная заря, которая разгоралась в ожесточенных сражениях за Минск и Могилев, Смоленск и Ленинград, Москву и Сталинград, в других боях у больших городов и малых сел. Планы блицкрига трещали по швам.

Гитлеровцы вели мощную агитацию и пропаганду. На оккупированной советской территории они выпускали около 400 периодических изданий. 27 газет, 14 журналов и несколько бюллетеней печатались на белорусском языке. В фашистских СМИ запрещались материалы о поражении немецких дивизий, показывалась верность фюреру, демонстрировалась военная сила, способная разрушить единство нашей армии и народа, установить «новый порядок».

Пропагандистские фальшивки разоблачала подпольная патриотическая пресса, выходившая в каждом районе, в каждом партизанском соединении. Она показывала жестокие зверства нацистов: сожженные деревни, массовые репрессии, угон мирного населения на каторжные работы в фашистские концлагеря. Отражался героизм людей в борьбе за честь и независимость своего Отечества. Информационную войну Германия проиграла так же позорно, как и баталии на полях сражений.

Нельзя не сказать и о предпринимавшихся рейхом действиях по дестабилизации безопасности «изнутри». Для получения и передачи важных сведений использовались радиопередатчики, которые хранились в обычных «бытовых» чемоданах, рюкзаках, продуктовых сумках. Затем вермахт образовал штаб «Валли», руководивший диверсионно-террористической и контрразведывательной работой.

Как и в случае с прессой, советская сторона противопоставила этому свои эффективные средства. Немцы были шокированы, когда узнали, что в блокированном городе на Неве наши ученые и специалисты собирают лучшие в мире радиостанции «Север», обеспечивающие дальность связи на 400 и более километров. По воспоминаниям современников, это было равносильно появлению в армии знаменитых реактивных систем залпового огня, известных под названием «Катюша».

Вскоре изобретатель Термен использовал отражающий луч лазера для прослушивания разговоров на расстоянии через окно. Рассказывают, что этот прибор «опробовал» Берия на «ближней» даче Сталина в подмосковном Кунцеве. Эффект изумил Верховного главнокомандующего.

И уж совсем забавный случай. В начале «холодной войны» Термен вмонтировал «жучок» в герб США, подаренный американскому послу в СССР. Истинные мотивы этого, по понятным причинам, были скрыты…

Негласное получение информации связано с глубоким проникновением коммуникационных технологий в управленческую, экономическую, финансовую и другие сферы жизнедеятельности.

Настоящей информационной бомбой стал выброс австралийцем Джулианом Ассанжем в Интернет более 250 тысяч документов секретной переписки дипмиссии США. Основателя сайта «Wikileaks» тут же назвали королем компромата.

Особую опасность представляет собой кибертерроризм, способный дестабилизировать или вообще парализовать инфраструктуры критически важных и потенциально опасных объектов. Государство вынуждено закрывать существующие бреши в своей информационной системе. По такому пути пошло руководство США, создавшее кибервойска при Управлении национальной безопасности. Они укомплектованы высокоинтеллектуальными кадрами, имеющими опыт работы в блогосфере.

Центральное федеральное управление по борьбе с киберпреступностью появилось в Германии. А в Армии обороны Израиля формируется или уже сформирован спецназ, призванный защищать от взлома хакерами правительственные сайты, базы данных, а также заниматься радиоперехватом и радиоэлектронной разведкой в интересах секретных служб. Не остаются в стороне от таких тенденций Россия, другие страны.

Республика Беларусь, как хранительница центра Европы, оказалась на перекрестке геополитических интересов. Предметом коммуникационной экспансии на наше информационное пространство являются внутренняя и внешняя политика государства, его суверенитет и независимость, деятельность властных структур по экономическому, правовому и культурному преобразованию общества.

В последнее время пиратов пера потеснило телевидение, пришедшее в каждый дом. Стремительно развивается Интернет. Сегодня в Беларуси уже насчитывается более 3 млн. его пользователей. И если раньше день начинался с чтения газет (Гегель это называл «утренней молитвой человека»), то нынче публика первым делом обращается к онлайновым СМИ. Они задают ценностно-смысловую ориентацию, поэтому активно используются в бушующей на планете информационной войне.

Ее продуктом стали «бархатные» революции как прямое развитие опыта Октября 1917 года. Через Интернет, напоминавший чем-то большевистский штаб в Смольном, подавались оперативные команды: где собраться, с какими требованиями выйти на улицу. Это была прямая информационная помощь оппозиции, пытавшейся перехватить инициативу и взять власть в свои руки. Когда же политизированная масса поняла, что радикальные реформаторы не имеют ни продуманной стратегии, ни рабочего плана действий, она дистанцировалась от идеологов либеральной генерации.

В нынешнюю эпоху глобальных вызовов и угроз захвату чужого информационного поля придается большое значение. Не случайно главный лозунг Би-би-си сформулирован предельно четко: первым пришел, первым занял место в сознании. В ходе грузинско-южноосетинской войны на Кавказе интернетовские блоги, обновляемые каждые пять минут, серьезно потеснили все другие СМИ. По мнению специалистов, именно август 2008 года положил начало формированию виртуальной реальности конфликтов.

В чем ее суть? Прежде всего — в информационной обработке населения. Для этого подтасовываются видеокартинки, перемонтируются и переозвучиваются сюжеты, ловятся на неточностях и оговорках политики, их высказывания подаются в искаженной интерпретации. Одним словом, на медийном и интернет-фронте война не знает передышки…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter